Новости Петербурга

 Состоялся городской педагогический совет

17:09:00, 29 августа 2005

Сегодня губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко приняла участие в заседании городского педагогического совета, который по традиции прошел в БКЗ «Октябрьский» в канун нового учебного года.
В своем докладе В. И. Матвиенко отметила достижения петербургской школы, остановилась на проблемах сферы образования и задачах, которые стоят перед педагогическими коллективами.
Губернатор ответила на многочисленные вопросы участников педагогического совета.

См. фотоархив

Полный текст доклада В. И. Матвиенко

Уважаемые участники педагогического совета!


2005 год войдёт в историю как год 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Школьники и студенты стали активными участниками торжеств, посвященных этой незабываемой дате. Они отдавали должное тем, кто отстоял наш любимый город и нашу Родину: встречались с ветеранами и участниками войны, записывали их воспоминания, восстанавливали имена павших в боях за Отечество, создавали музеи Боевой Славы.
В этом ярко проявились гражданская зрелость наших детей, уважение к героической истории своего города и его защитникам. Это убедительное свидетельство духовного единения поколений, бесконечного уважения к тем, кто ценой своей жизни отстоял мир.
И как всегда, в этих славных делах плечом к плечу с учениками стояли руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, мастера производственного обучения.
Спасибо вам, уважаемые педагоги, за самоотверженный труд по воспитанию достойной смены нашим ветеранам!
Уважаемые друзья! По традиции на августовских педсоветах принято отмечать достижения в системе образования и определять направления ее развития в новом учебном году.
Считаю своим долгом на этом высоким педагогическом форуме, прежде всего, отчитаться: что конкретно сделала власть города за прошедший год в решении насущных проблем образования.
Правительство Санкт-Петербурга определило отрасль образования как приоритетную в развитии города. Достаточно сказать, что в текущем году самая большая статья расходов бюджета города – образование, на эти цели выделено
22 миллиарда рублей, то есть почти каждый пятый рубль петербургских налогоплательщиков тратится на образование.
Правительством города за последний год сделано много для укрепления материальной базы образования.
К первому сентября вводится две новых школы в Адмиралтейском и Выборгском районах. В Невском районе откроет двери новая школа искусств по индивидуальному проекту, в которой более 700 детей смогут развивать свои творческие возможности. К концу года планируется ввести новую школу в Приморском районе, в микрорайоне Коломяги – новый детский сад. Принято решение о строительстве двух новых школ в Калининском районе. До 2008 года планируется построить еще 9 школ и 9 детских садов.
338 миллионов рублей выделено на ремонт школ и приобретение оборудования. На ремонт спортивных залов, площадок и приобретение спортивного оборудования и инвентаря за последние полтора года выделено более 320 миллионов рублей.
С целью укрепления безопасности все школы города и детские сады оборудованы тревожными кнопками.
Выполнено данное на прошлогоднем августовском педсовете обещание увеличить в три раза Губернаторскую надбавку к заработной плате. Если средняя зарплата учителя в 2003 году составляла 4064 рубля, в 2004 году она увеличилась до 6326 рублей, то во втором квартале 2005 года она возросла до 9062 рублей, что уже сопоставимо со средней зарплатой по городу.
Мы и впредь будем увеличивать расходы на образование, так как хорошо понимаем, что вложения в человека – это самые эффективные вложения, это вложения в будущее.
13 июля прошлого года Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление, ведущей идеей которого стала демократизация всей деятельности образовательных учреждений.
В частности, Постановлением определена необходимость упрощения ряда регламентационных процедур, включая аттестацию учреждений и их руководителей; снижения административного давления на них органов управления; сокращения ненужных справок и отчетов; развития государственно-общественных форм управления образовательными учреждениями; перехода образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность; улучшения условий труда педагогических работников.
Давайте вместе объективно, честно, критически оценим: как выполняется это решение? Что сделано, что не удалось сделать и почему?
Прежде всего, мы значительно продвинулись в оптимизации сети образовательных учреждений и создании учебных комплексов на базе успешно работающих школ, гимназий и лицеев. Сегодня таких комплексов в городе 40, это почти в два с лишним раза больше, чем в прошлом учебном году. В каждом районе есть программа создания таких комплексов на ближайшие годы, выверенная с учётом демографических прогнозов.
Объективные предпосылки для создания учебных комплексов хорошо известны:
- невостребованность населением ряда школ, и, следовательно, их неукомплектованность,
- неэффективность затрат по коммунальным платежам,
- снижение учебной нагрузки и текучесть педагогических кадров.
И как следствие – низкий уровень учебно-воспитательного процесса в них.
Но решение о том, быть или не быть какой-либо школе, зависит не только от Комитета или районного отдела образования. Прежде всего, это решают сами жители района. Давайте согласимся, что родительская осведомленность – в какой школе учат и воспитывают детей хорошо, в какой не очень, а в какой совсем плохо, – редко расходится с истинным положением дел.
Реакция некоторых родителей и учителей на предстоящее объединение учебных заведений, как свидетельствуют практика и письма в средства массовой информации, не однозначна. И снять это напряжение можно лишь серьёзной разъяснительной работой, детальной проработкой всех проблем, сопутствующих этому процессу. Там, где этому уделялось должное внимание, всё решалось спокойно, без лишних эмоциональных всплесков.
Не могу не прокомментировать утверждения ряда средств массовой информации, что городские власти специально объединяют учебные заведения, чтобы высвободившиеся здания продать коммерческим структурам.
Совершенно однозначно и определённо могу заявить: это неправда, это выдумки. Высвобождающиеся здания будем ремонтировать, если они подлежат ремонту, и использовать для нужд образования. Мы не будем повторять ошибки наших предшественников. В период с 1991 по 2003 годы система образования лишилась большого количества зданий, особенно дошкольных учреждений. В результате уже сейчас есть очередь на места в детские сады не только в районах массовой застройки, но и центральных, например, в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и других.
Хочу ещё раз напомнить позицию Правительства Санкт-Петербурга, озвученную мной на прошлогоднем августовском педсовете.
Образовательные комплексы – не самоцель и мы будем создавать их при наличии серьёзной экспертизы и с учётом объективно сложившихся обстоятельств, в числе которых: количество школьников, наличие соответствующих условий для их обучения и воспитания, качество работы педагогического коллектива. И не всегда при этом будут учитываться мнения тех руководителей школ, которые не в состоянии обеспечить населению качественные образовательные услуги.
Экономия бюджетных средств тоже имеет значение. И впредь не нужно содержать школы, где учащихся серьезный недокомплект, а здания находятся в аварийном состоянии, как, например, 142 школа Калининского района.
Значительные изменения произошли и в деятельности учреждений начального профессионального образования. Постановлением Правительства города от 07.12.2004 № 1920 «О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.» определена необходимость гибкого реагирования системы начального профессионального образования на изменения на рынке труда в новых социально-экономических условиях. А это не могло не повлиять на стратегию развития и оптимизацию сети учреждений системы начального профессионального образования.
В Санкт-Петербург сегодня все больше приходит серьезных, крупных зарубежных компаний, которые предъявляют высокие требования к квалификации специалистов. Поэтому развитие контактов между бизнесом и профессионально-техническими училищами, умение договориться с работодателями о компенсации затрат на подготовку рабочих кадров являются важными составляющими деятельности педагогических коллективов при подготовке молодых специалистов.
Первые результаты такого подхода обнадеживают. На ярмарке трудовых ресурсов Санкт-Петербурга, состоявшейся в апреле текущего года, заключено более тысячи договоров с работодателями. В том числе 26 договоров с возмещением затрат на подготовку квалифицированных рабочих.
Уже в этом году учреждения начального профессионального образования получили 150 миллионов рублей на подготовку специалистов для отрасли «Судостроение».
Мы сделали важные шаги и добились существенных результатов в решении такой важной задачи, как совершенствование процедуры лицензирования и аттестации образовательных учреждений.
По мнению большинства руководителей, прошедших аттестацию в прошедшем учебном году, эта процедура существенно изменилась. Теперь образовательное учреждение вправе само выбрать вариант аттестационного обследования. Педагогические измерения в полном объёме будут обязательны лишь в том случае, когда речь идет о повышении статуса образовательного учреждения.
Важно также, что результаты аттестации образовательного учреждения являются достаточным основанием для аттестации его руководителей без проведения каких-либо дополнительных процедур. Сделан важный шаг ухода от излишнего бумажного формализма и ненужных потрясений руководителей педагогических учреждений.
Любая реформа, в том числе и реформа образования, не может быть эффективной без участия тех, чьи интересы она непосредственно затрагивает. Последствия игнорирования этого, на первый взгляд, простого и совершенно очевидного принципа всем хорошо знакомы на примере известного Закона о монетизации льгот.
Не в меньшей степени, чем учителя, в качественной работе образовательных учреждений заинтересованы учащиеся, родители и общественность. Они являются главными заказчиками на образовательную деятельность, они могут объективно оценить качество обучения и помочь учебному заведению. Поэтому важно, и мы говорили об этом в прошлом году, сделать их равноправными партнёрами в управлении учебно-воспитательным процессом.
Заметные положительные изменения за прошедший год произошли и в формировании системы государственно-общественного управления образованием Около 1200 управляющих и попечительских советов созданы сегодня в учреждениях образования. Некоторые из них зарегистрированы в качестве юридических лиц, имеют счета в банках, где аккумулируются средства, направляемые на улучшение условий обучения и воспитания учащихся.
На средства попечительских советов ремонтируются учебные помещения, актовые и спортивные залы, содержится охрана, организуются экскурсии учащихся, приобретаются компьютеры и учебно-наглядные пособия.
Помимо финансовой поддержки многие попечительские советы организуют родительский всеобуч, работают с неблагополучными семьями, утверждают списки на бесплатное питание, помогают организовать охрану зданий.
В принятом год назад Постановлении были даны конкретные поручения соответствующим комитетам Правительства Санкт-Петербурга и районным администрациям – обеспечить переход всех образовательных учреждений города на работу в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Думаю, сегодня ни у кого нет сомнений, что наряду с другими это – одно из важных условий обеспечения качественного образования в Санкт-Петербурге. Что сделано в этом плане?
С начала предстоящего учебного года в режиме финансово-хозяйственной самостоятельности начнут работать 85% образовательных учреждений, и до 1 января 2006 года это процесс будет завершен, как и требует того Постановление Правительства Санкт-Петербурга.
Во всех районах взамен ликвидированных бухгалтерий РОНО организованы Государственные учреждения – централизованные бухгалтерии. При этом образовательным учреждениям дано право выбрать форму бухгалтерского обслуживания – централизованная или собственная бухгалтерия.
Комитет по образованию совместно с Комитетом по управлению городским имуществом и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству активно ведут работу по оформлению права на оперативное управление объектами недвижимости и передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Большая часть этой работы уже выполнена.
Комитет финансов предоставил право руководителям образовательных учреждений использовать средства, полученные от экономии энергоресурсов, на улучшение условий обучения и воспитания детей.
Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли разработаны методики обоснования нормативов бюджетных расходов на образование в Санкт-Петербурге. По вашим предложениям внесены изменения в проведение конкурсных процедур: теперь закупки на сумму до 100 тысяч рублей разрешено оплачивать по счету без тендеров.
Практически все руководители образовательных учреждений прошли курсовую подготовку на базе высших учебных заведений по работе в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности.
Однако сделано далеко не всё, и надо признать, что в реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2004 года именно финансово-хозяйственная самостоятельность учреждений образования вызвала наибольшие затруднения, а в ряде случаев, скажу откровенно, – сопротивление
Два месяца назад весь комплекс проблем финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования в порядке контроля был рассмотрен на заседании Правительства Санкт-Петербурга.
Надеюсь, теперь у всех есть полная ясность и относительно сроков, и относительно основных принципов финансовой самостоятельности, а главное – относительно того, что конкретно получат образовательные учреждения в итоге.
Обращаю внимание руководителей всех рангов, от вице-губернаторов Санкт-Петербурга до заведующих детскими садами. Хватит философствовать! Мы слишком много времени потеряли на старте. Я не позволю, чтобы Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2004 года, не было выполнено. С 2006 года все, без исключения, образовательные учреждения города начнут жить в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности.
Уважаемые участники педагогического совета!
Можно констатировать, что за прошедший год удалось сделать уверенные шаги в направлении обновления петербургской системы образования, которая, как и прежде, прочно удерживает позиции одной из лучших в России.
Итоги закончившегося 2004/2005 учебного года являются тому подтверждением. У нас не только один из самых высоких показателей по ЕГЭ, но и в качественном отношении итоги значительно лучше прошлогодних. В частности, возросло количество учащихся, получивших хорошие и отличные отметки.
На прошедшем в апреле текущего года в Москве Всероссийском образовательном форуме экспозиция Комитета по образованию и образовательных учреждений нашего города, безусловно, была в центре внимания специалистов всех регионов России. Лучшими в числе лучших школ России стали лицей при Санкт-Петербургском государственном техническом университете им. проф. М.А.Бонч-Бруевича (директор Владимир Зиновьевич Лундин) и гимназия № 171 (директор Тамара Петровна Кибальник).
Принятая Правительством Санкт-Петербурга в марте этого года Концепция развития образования нашего города – свидетельство стремления педагогических коллективов выйти на качественно новый уровень осмысления проблем образования и путей их решения.
Стратегическая цель концепции – приведение петербургского образования в соответствие с современными требованиями развивающегося мегаполиса, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей города.
Хочу предостеречь руководителей Комитета, районных отделов образования, образовательных учреждений от соблазна успокоиться, осмотреться, закрепиться на достигнутых рубежах.
Мы не можем себе позволить расслабиться и потерять темпы преобразований. Стратегия и тактика наших последующих действий, должны быть хорошо осмыслены и грамотно выверены.
Нам есть что совершенствовать. Не рассматривая в деталях весь комплекс проблем, перечислю лишь некоторые, которые особенно четко обозначились уже сейчас.
Прежде всего, необходимо повысить качество учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях, чтобы слабых и невостребованных школ в городе не было. Это же в полной мере касается и дошкольных учреждений. Мы часто забываем, что именно дошкольный возраст является тем фундаментом, на котором происходит формирование личности. Дошкольное детство – важнейший этап в жизни человека, а у дошкольных образовательных учреждений совершенно особая миссия: окружить заботой, теплом, вниманием маленького ребенка, помочь ему в познании и открытии фактов и законов окружающего мира. Сотрудники дошкольных учреждений – заведующие, воспитатели, музыкальные руководители, няни – золотой фонд нашего образования. И от того, как мы распорядимся этим фондом, зависит будущее наших детей и нас с вами.
Несколько слов следует сказать о дискуссии в педагогических и научных кругах, среди родительской общественности относительно возрождения российского гимназического образования. По этому поводу есть обращение группы ученых в адрес Правительства Санкт-Петербурга.
Суть всех предложений обращения сводится к укреплению позиций гимназического образования, формирующего интеллектуальную элиту общества на ранних этапах развития ребенка, и приданию этим учреждениям особого статуса, определяющего особые правила приема в них.
Эти предложения, безусловно, представляют интерес. Но они противоречат «Закону об образовании Российской Федерации», в соответствии с которым родители имеют право выбора образовательного учреждения, а проведение каких-либо проверочных испытаний перед поступлением ребенка в школу является незаконным.
Государственная политика, ориентированная на базовое образование, справедлива и понятна. Мы обязаны выполнять существующие ныне Федеральные Законы.
Вместе с тем, наличие такой проблемы нужно признать и не считать ее окончательно решенной существующей редакцией Закона об образовании.
Думаю, мало кто сомневается, что даже при самых благоприятных условиях еще очень нескоро все общеобразовательные школы выйдут на уровень гимназий и лицеев, которые всегда давали качественное разностороннее образование, способствуя приросту высоко образованной молодежи, способной к творческой деятельности в науке, культуре и искусстве.
Следует заметить, что Закон – не камень, который нельзя сдвинуть с места. Может быть, Комитету по образованию совместно с профильным комитетом ЗАКСа пора разработать региональный проект Положения о гимназиях и лицеях, и от имени Законодательного Собрания Санкт-Петербурга войти в Государственную Думу России с инициативой о внесении дополнения в «Закон об образовании Российской Федерации» в части придания этим учреждениям особого статуса.
Не может не волновать проблема совершенствования существующей материально-технической базы образовательных учреждений. Без современной компьютерной техники, без переоснащения учебного процесса невозможно двигаться дальше по линии развития. И мы будем в ближайшие годы уделять этому первостепенное значение.
Не менее актуальна и проблема повышения эффективности управления образованием. На прошлом августовском педагогическом совете речь шла о необходимости разграничить функции между Комитетом по образованию и районными отделами образования и в соответствии с этим оптимизировать штатную численность районного звена управления.
Хочу сделать замечание Комитету по образованию, главам районных администраций за то, что мы пока мало продвинулись в этом направлении. По-прежнему устойчиво ошибочное мнение, что чем больше проверяющих, тем больше порядка в школе. Руководители школ по-прежнему жалуются, что после каждого совещания в РОНО они две-три недели «отписываются».
В Финляндии, к примеру, уже давно упразднена должность школьного инспектора. При этом на международном смотре знаний в 2004 году финские девятиклассники опередили сверстников из 42 развитых стран, в том числе Россию. Вряд ли разумно переносить этот опыт в чистом виде на нашу систему образования, но некоторые идеи, творчески переосмыслив, мне кажется, имеет смысл использовать.
Я буду и впредь настойчиво требовать дебюрократизации образования, сокращения ненужных проверок, отчетов, справок и т.д.
Сегодня по-прежнему вызывает тревогу состояние здоровья школьников, в том числе в результате перегрузок и неправильной организации учебного процесса. До сих пор не организован серьезный медицинский контроль и поддержка здоровья детей во время учебных занятий. Год назад мы уже говорили об этом, но заметных подвижек в сторону улучшения сложившейся ситуации со стороны Комитета по здравоохранению нет. Председателю Комитета необходимо сделать соответствующие выводы.
При всей важности проблемы сохранения и укрепления физического здоровья подрастающего поколения, наше общество не в меньшей степени обеспокоено уровнем его духовно-нравственного состояния. На этой проблеме позвольте остановиться подробней.
Сегодня выпускники наших школ хорошо владеют компьютерами и иностранными языками. Но вот вопрос: какими людьми ушли они из школы? Не формируем ли мы грамотных выпускников, в будущем – хороших специалистов, но при этом бездуховных, а иногда и безнравственных личностей? А ведь ещё Дмитрий Иванович Менделеев предупреждал, что знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего.
Духовное нездоровье подрастающего поколения, о котором сейчас все больше с тревогой говорят и пишут, – одна из серьезнейших проблем России.
Нередко учитель остается один на один с проблемой, какой дорогой вести учащихся к духовности, на какие ценности ориентироваться, что он увидит в конце пути и как противостоять хорошо организованным, технически оснащённым средствам массовой информации, для которых зачастую нравственность, культура, духовность подрастающего поколения – не главные ценности.
Из сознания школьников стираются такие понятия как: честь, совесть, стыд, ответственность, порядочность, чувство меры и т.д.
Но и в этих непростых условиях образовательные учреждения нашего города сохраняют достойные позиции в решении воспитательных задач.
В прошлом учебном году 24 образовательных учреждения нашего города стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса воспитательных систем, а 10 учреждений – лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса «Модели ученического самоуправления».
У нас в городе появилась новая традиция чествовать первоклашек на Первоклассном концерте в Ледовом дворце. В этом году мы восстановили замечательный общегородской праздник для выпускников школ «Алые Паруса». Эти события, безусловно, запомнятся ребятам на всю жизнь.
Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что ленинградских и петербургских учителей всегда отличала высокая требовательность к себе, критическое отношение к результатам своей деятельности, особенно, когда речь идет о воспитании.
Реальность, с которой ежедневно сталкиваются жители города, даёт им основания для сомнений в эффективности нашего влияния на поведение детей, а особенно из социально неблагополучных семей, которых в наших школах, к сожалению, не мало.
Давайте согласимся, что не украшают культурную столицу России группы подростков, бесцельно фланирующих по городу в учебное и вечернее время, тусующихся у станций метро, в подземных переходах, вымогающих деньги на улицах, у гостиниц, ночующих на чердаках и в подъездах, занимающихся воровством, грабежами и хулиганством.
Среди участников преступлений, совершенных в 2004 году, 45% – учащиеся школ и учреждений начального профессионального образования. Среди преступлений, совершенных ими: 26 убийств, 17 случаев умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью. В числе участников нашумевших убийств таджикской девочки и вьетнамского студента были, к большому сожалению, и подростки.
Понять истоки и причины этого, переломить сложившуюся ситуацию – вот главная задача педагогических коллективов всех образовательных учреждений города.
Бесспорно – главная причина безнадзорности и правонарушений учащихся школ и ПТУ кроется в неблагополучии семьи, ослаблении её нравственных устоев, аморальном образе жизни родителей.
В отношении таких семей необходима интенсивная терапия с участием специалистов – психологов, врачей, социальных работников, педагогов.
Однако говорить о сложившейся системе работы с семьями социального риска и оказании помощи воспитывающимся в них детям сегодня преждевременно.
Во многих школах города работа с неблагополучными семьями и гражданско-правовое образование учащихся ослаблена; воспитательная работа носит эпизодический характер и отличается формализмом, бессистемностью и безадресностью. Это, как правило, отдельные акции и мероприятия, которые сами по себе могут быть, но охватывают лишь небольшую часть школьников, и в силу их локальности не оказывают серьезного воспитательного воздействия.
Ключевой установкой в деятельности руководителя должно стать повышение персональной ответственности за всё, что делается в образовательном учреждении.
Здесь, в первую очередь, следует обратить внимание на нарушения прав детей и подростков в области образования. Некоторые школы Санкт-Петербурга предпочитают работать с благополучным контингентом учащихся и родителей, а детей из социально-неблагополучных семей под различными предлогами из школы выдавливают. Это явление вышло из-под контроля Комитета и районных отделов образования.
Никогда ещё проблема детей, оказавшихся вне образования, не стояла в Санкт-Петербурге так остро. По статистике около 8% молодёжи в возрасте 15 – 19 лет, а это более 23 тысяч человек, имеют лишь начальное образование. Официальный и скрытый отсев учащихся из общеобразовательных школ города составляет более 700 человек в год.
Особенно усугубилась ситуация, когда был введён заявительный порядок приёма в общеобразовательные учреждения, что освободило руководителей от ответственности за обучение всех детей, проживающих в микрорайоне данной школы. В результате дети годами нигде не учатся, не работают, совершают правонарушения и никого это не беспокоит.
В прежние времена всех бы подняли на ноги, чтобы выяснить, почему в первый класс не привели мальчика из закреплённого за школой микрорайона. На учёте в государственных органах был каждый ребёнок.
Эту практику нужно обязательно возродить!
Поражает динамика пополнения вечерних школ, куда, как правило, направляют детей из обычных общеобразовательных школ: в 2001-2002 учебном году в них было направлено
2700 учащихся, не имеющих основного образования, а в следующем – уже
3700 учащихся. Всего в 23 вечерних школах обучаются около 12 тысяч учащихся, начиная с 4 класса.
Чем тогда и кем конкретно занимаются 1400 школьных психологов, 700 социальных работников, специалисты 20 Психолого-педагогических и Медико-социальных Центров, созданных в каждом районе для работы, в первую очередь, с детьми из социально-неблагополучных семей?
Надо отдать должное руководителям, учителям, психологам, социальным работникам вечерних школ.
Здесь считают, что каждый ученик – личность, и по отношению к нему недопустимо пренебрежение и неуважение. Ничего подобного, как говорят дети, в дневных школах не было.
Вместе с тем, надо честно признать, что прогулы учебных занятий в этих школах – явление массовое. Главным источником пополнения знаний и опыта для подростков, выведенных из обычных школ, остаётся улица.
С таким положением дел дальше мириться нельзя! Комитету по образованию необходимо повысить ответственность руководителей РОНО, школ, гимназий лицеев за обеспечение прав детей на образование и держать под постоянным контролем вопрос получения ими основного общего образования.
Безусловно, специальные и вечерние школы в разумных количествах нужны. Но процесс их комплектования должен быть управляемым и контролируемым районными отделами образования.
Задача же педагогического сообщества заключается в том, чтобы правильно и интересно организовать общение детей и подростков, перенести его с улиц в учебные заведения, создать условия, в которых подростки смогут проявить свои возможности и способности.
Определенная работа в этом плане проводится учреждениями дополнительного образования. Сегодня в них занимаются свыше 240 тысяч детей и подростков. В последние годы сеть этих учреждений увеличилась вдвое, а количество занимающихся возросло до 62% от общего контингента школьников.
В городе открылись новые типы учреждений – отделения дополнительного образования на базе школ. На данный момент в городе их уже 50, особенно содержательно работают они в Кировском, Невском, Московском и ряде других районов.
В спортивных школах города занимаются около 50 тысяч детей и подростков.
Проводимая школами и учреждениями дополнительного образования работа в количественном отношении заслуживает самой высокой оценки. А если оценить ее с позиций влияния этих мероприятий на категорию детей и подростков группы риска, то оценка будет более скромная.
Мы опять наступаем на те же грабли – работаем, в основном, с благополучным контингентом, с детьми и подростками, имеющими способности и устойчивый интерес к какой-либо деятельности или области познания. Но слабоуспевающие школьники, дети из неблагополучных семей, а тем более подростки из микрорайона в эти программы, как правило, не вписываются и не посещают их.
Спортзалы некоторых школ в вечернее время для учащихся и подростков микрорайона практически недоступны, они закрыты или сданы в аренду.
Серьезно беспокоят негативные тенденции социального неравенства семей. Существующая ныне система воспитания учащихся в школах и ПТУ дает серьезные сбои. Это надо признать. Не все ее формы, эффективно работавшие в прошлом, сегодня адекватны происходящим в стране переменам. В результате петербургская культура, основанная на принципах гуманизма, толерантности, отзывчивости к чужой беде, не выдерживает натиска экстремизма, меркантилизма, национализма и других опасных явлений, которыми заражаются молодые люди в нашем обществе. Так быть не должно. Нужно выходить из духовного провала. Давайте внимательно проанализируем, где мы ошибаемся и теряем. Почему?
Мы не имеем права работать в режиме МЧС. Пора на практике перейти к планомерной, каждодневной работе по воспитанию свободной, гуманистически ориентированной, толерантной, социально активной личности молодого петербуржца.
Для решения перечисленных воспитательных задач необходимо лучше использовать и летнее время, когда большинство наших детей отправляются на отдых в загородные лагеря. Понимая ценность летней оздоровительной кампании как для укрепления физического здоровья, так и для воспитания и развития наших детей, Правительство города приняло специальное решение о поддержке и развитии загородных баз, чтобы наши дети могли отдыхать в достойных условиях. В 2005 году в рамках бюджета города на ремонт пищеблоков, спортивных площадок и инженерных коммуникаций летних оздоровительных баз направлено почти 40 миллионов рублей. Мы и впредь будем укреплять материальную базу летнего отдыха детей.
Уважаемые участники педагогического совета!
Никакие изменения не происходят сами по себе. За ними стоят конкретные исполнители. А это, прежде всего, учителя, на плечи которых ложится решение всех проблем, о которых уже столько сказано.
Кадровая ситуация в системе образования Санкт-Петербурга, для которой характерно старение педагогических кадров, наличие вакансий, текучесть, за последние годы медленно, но все-таки меняется в лучшую сторону. Другое дело, что темпы этих изменений нас не вполне устраивают.
Меры по нормализации кадрового обеспечения учреждений образования в Санкт-Петербурге принимаются. В частности, педагогический университет им. А.И. Герцена в дополнение к традиционным открыл ряд новых педагогических специальностей, совместно с Комитетом по образованию реализует программу целевой ускоренной подготовки учительских кадров по схеме «колледж-вуз». Сейчас в рамках этого проекта около
200 студентов проходят обучение по наиболее дефицитным педагогическим профессиям.
С этого учебного года вводится целевой прием выпускников школ в ВУЗы города по направлениям Комитета по образованию на обучение по наиболее востребованным педагогическим специальностям. С
1-го сентября этого года 250 выпускников школ приступят к занятиям.
Наметилась устойчивая тенденция к омоложению педагогических кадров. Общее количество молодых педагогов со стажем до 3 лет возросло с 9% до 15%.
Если в 2003 году не хватало 2489 учителей и воспитателей детских садов, в 2004 году эта цифра уменьшилась вдвое, то в 2005 году дефицит педагогических кадров сократился в три раза и составил 885 педагогов. Сокращению числа педагогических вакансий способствовало повышение заработной платы.
Мы будем и впредь делать всё от нас зависящее, чтобы привлечь молодёжь в учебные заведения. Но мы с благодарностью будем относиться и к старой гвардии педагогических работников – хранителей традиций петербургской школы.
У учителей прежней закалки сохранилось требовательное отношение к детям, неравнодушие к их успехам и неудачам, готовность помочь в трудной жизненной ситуации.
Чупракова Нина Сергеевна – директор обычной школы № 458 Невского района. Не важно – сколько ей лет. Важно – как она работает, какие у неё принципы, подходы к обучению и воспитанию детей, как общается она с коллегами и родителями.
«Я хочу, чтобы на каждого ребёнка упал лучик солнца. Я хочу, чтобы бедность наших детей компенсировалась духовным богатством», – говорит Нина Сергеевна. И делает для этого всё: в школе организован центр композитора Владислава Успенского, прекрасный оркестр народных инструментов, хор учащихся и учителей, под руководством и при попечительстве Анастасии Волочковой работает балетная студия. И всё это – бесплатно для учащихся.
Особенно приятно, что Нина Сергеевна вырастила сына, который, окончив педагогический институт, работает сейчас директором школы в том же районе.
Спасибо Вам, Нина Сергеевна! Спасибо вам, ветераны педагогического труда!

Уважаемые работники образования!
Уверяю вас, что и Правительство, и я, Губернатор Санкт-Петербурга, знаем цену нелегкому учительскому хлебу. Вам ежедневно приходится взаимодействовать с целой армией детей и взрослых – добрых и злых, больных и здоровых, обеспеченных и бедных, безгрешных и уже порочных.
От вас требуется не просто профессионализм, а умение определить стратегию развития личности каждого воспитанника, выстроить систему отношений с родителями и учителями.
Правительство и Губернатор стараются сделать все возможное, чтобы ваш труд был по достоинству оценен. Заверяю вас, что и впредь заработная плата работников образования будет расти с учетом роста бюджета.
С 1 января 2006 года при переходе к отраслевой системе оплаты труда зарплата работников образования увеличится в среднем на 15%. Комитетом по образованию совместно с педагогической общественностью проделана большая работа по формированию новой отраслевой системы оплаты труда. С какой целью мы планируем введение отраслевой системы оплаты труда? Прежде всего, чтобы увеличить гарантированную часть оплаты труда, то есть уйти от единой тарифной сетки и ежемесячной доплаты, так называемой губернаторской надбавки, чтобы заработная плата учителей не зависела от смены властей или политической конъюнктуры. Учет уровня образования, педагогического стажа, специфики образовательного учреждения позволит создать стимул для улучшения кадрового состава образовательных учреждений и повышения качества профессиональной деятельности.
Получат поддержку работники образования и в решении своих жилищных проблем. Соответствующее Постановление Правительства Санкт-Петербурга уже готовится. Его суть: работник бюджетной сферы при покупке квартиры оплачивает 30% ее стоимости, на остальные 70% ему предоставляется беспроцентный кредит на 10 лет. Для работников образования размер первого взноса и срок погашения кредита будет определяться в зависимости от стажа педагогической работы: чем больше стаж, тем меньше первый взнос и больше срок выплаты оставшейся части.
Нельзя скупиться и на моральные поощрения. Это очень важный стимул в работе. Отмечу, что в прошедшем учебном году 1325 учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения нашего города награждены Знаками Отличия Министерства образования и науки РФ, а 96 – представлены к Государственным наградам.
Звание «Народный учитель России» присвоено сразу трем нашим коллегам. Это Николай Владимирович Белоусов директор школы №387, директор технического лицея Капитонова Маргарита Евгеньевна и директор гимназии № 56 Петроградского района Пильдес Майя Борисовна.

Уважаемые друзья, коллеги!
Каждый раз, когда я посещаю школу, лицей, гимназию или ПТУ, меня покоряют дети, их счастливые и добрые лица, умные и озорные глаза, открытые сердца. В этом ваша заслуга, уважаемые педагоги.
«Я живу в доме, который находится на пересечении двух улиц. Если перейти одну дорогу, можно прийти в церковь. Если перейти другую, попадёшь в казино. Но я каждое утро иду по третьему пути, я иду в школу, ведь там можно азартно работать, там есть во что верить, там много счастливых людей», – пишет Заслуженный Учитель школы РФ, директор 166 Гимназии Центрального района Карачевцев Игорь Альбертович.
Как Губернатор Санкт-Петербурга, я буду считать свою задачу выполненной, если все дети нашего города будут счастливыми, если счастливыми будут их родители, если счастливыми будете вы, дорогие педагоги.
С наступающим новым учебным годом! Спасибо за ваш нелегкий, но такой нужный для города и страны труд!

Администрация Санкт-Петербурга

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100