Новости Петербурга

Трамвайное тепло

16:32:09, 02 сентября 2005
Трамвайное тепло
«22 августа в 12 часов дня на Песках на углу Болотной и Дегтярного переулка г. Пироцким в первый раз в России двинут вагон электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамоэлектрическая машина подвешена к вагону снизу...»
Это газетное сообщение 1880 года определяет веху городской истории: впервые в Петербурге появился трамвай. Если же перевести дату в новый стиль, станет ясно: именно сегодня, 3 сентября 2005 года, петербургский трамвай может отмечать юбилей. Ему 125!

Вообще у питерского трамвая много дат рождения. Но 1880 год — бесспорно первая из них. Обязаны мы этой датой штабс-капитану гвардейской артиллерии Федору Аполлоновичу Пироцкому. Именно он придумал использовать для опыта рельсы конки, по которым пустил ток. А к вагону был прикреплен подвесной электромотор...

Опыт Пироцкого удался. Но вот применить его на практике не удалось. Пришлось ждать целых 14 лет, прежде чем в северной столице появилась первая трамвайная линия. Однако и тут не обошлось без проблем. Владельцы конных железных дорог, имевшие долгосрочный контракт на монопольное владение городскими железными дорогами, отказались пускать на улицы Петербурга нового конкурента. А потому первые линии трамвая были проложены зимой по льду Невы. Работа «невских» трамваев началась в зимний сезон 1894 — 1895 годов и продолжалась пять зим подряд.

А третий день рождения — тот, что запечатлен на самом парадном из наших сегодняшних снимков. 16 сентября 1907 года была торжественно открыта первая в нашем городе трамвайная линия на суше. Маршрут начинался от Александровского сада (где и сделан снимок), далее шел по Конногвардейскому бульвару и Николаевскому мосту, затем по 8-й линии до Большого проспекта Васильевского острова. Первый вагон по этому маршруту провел, как сообщают, инженер путей сообщения Г. О. Графтио.

Трамвай быстро и прочно занял место главного городского вида транспорта — наподобие нынешнего метрополитена. Да и по статистике середины 1920-х он перевозил в день около 750 тысяч человек, так что на одного жителя выходило примерно двадцать поездок в месяц.

После бани, после оперы,
Все равно, куда ни шло,
Бестолковое, последнее
Трамвайное тепло!

Это Осип Мандельштам писал зимой 1923 — 1924 годов как раз о петроградском (или уже ленинградском?) трамвае...

Не всегда, правда, трамвайные поездки проходили в комфорте: на фото 1920-х годов видно, как облепили пассажиры два вагончика. Приносил трамвай горожанам и другие проблемы. Заголовки типа «Жертва трамвая» не сходили с газетных страниц. И куда там берлиозовская отрезанная голова, если случалась точность и поболее: «Трамваем отрезано у Воробьева правое ухо и причинены тяжелые повреждения обеих рук и ног»!

Ну а нам напоследок пора представить читателю два непоименованных еще снимка. В 1907 году снят кадр на Невском проспекте: на фоне гостиницы «Европа» идут работы по монтажу контактной сети для трамвая, а мимо рабочих по привычному маршруту движется конка. А еще один снимок сделан тридцать лет спустя, в 1937-м: сразу несколько трамваев сошлись у Нарвских ворот...

Фотографии из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100