Новости Петербурга

Автограф Шостаковича

01:09:26, 02 октября 2005
В начале 1938 года у деятелей Римской оперы возник замысел показать оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). К тому времени она уже прошла по сценам Нью-Йорка, Филадельфии, Стокгольма, Лондона, Цюриха, Копенгагена.

Руководитель Римской оперы обратился к полномочному представителю СССР в Италии с просьбой, можно ли получить партитуру оперы Шостаковича. Советник полпредства направил запрос в международное бюро Всесоюзного комитета по делам искусств. В марте был получен ответ: «Шостакович проживает в Ленинграде, и о получении партитуры с ним можно будет договориться в один из очередных приездов композитора в Москву».

Прошло 6 месяцев, но никто не беседовал с Шостаковичем на эту тему. И, вероятно, не потому, что он был в другом городе, а потому, что оперу осудила газета «Правда», после того как на спектакле в Большом театре побывали политические руководители и услышали «сумбур вместо музыки».

Полпредство прислало повторный запрос. 14 сентября 1938 года начальник секретной части Комитета сообщил свое мнение заместителю председателя Комитета М. Б. Храпченко: «Мы считаем посылку в Италию «Катерины Измайловой» как произведения, осужденного за формализм, нецелесообразным».

Только после этого поинтересовались мнением Шостаковича. Композитор, разумеется, не мог присоединиться к деятелю секретной части. Он написал:
«В управление музыкальных учреждений. Секретарь тов. М. А. Гринберг сообщил мне, что в фашистской Италии хотят ставить оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Категорически возражаю против постановки произведения и прошу никаких материалов не высылать. Д. Шостакович. 27.IX. 1938".

Письмо хранится в делах Всесоюзного комитета по делам искусств Российского государственного архива литературы и искусства. С политической точки зрения ответ был безупречным. Шостакович не хотел сотрудничать с театром фашистского государства. Но письмо свидетельствовало и о том, что композитор не был согласен с большевистской оценкой оперы, не отказался от своей музыки и по-прежнему считал ее достойной зарубежной сцены. Но только в демократической стране. В том же году ее поставили в Братиславе. В Италии «Катерина Измайлова» впервые прозвучала 20 лет спустя.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100