Новости Петербурга

Есть одна высокая мечта...

22:44:04, 11 октября 2005
Завершившейся в понедельник Всемирной неделей космоса жители планеты отметили очередную годовщину вывода на околоземную орбиту первого искусственного спутника Земли. Пожалуй, самым заметным событием этой недели в Петербурге стал «круглый стол» «Космос детям», посвященный созданию учебной программы для школ «Уроки из космоса». Он прошел в научно-методическом центре Музея космонавтики в Петропавловской крепости. Гостем этого мероприятия стал летчик-космонавт Георгий Гречко.

Георгий Михайлович принял участие в открытом уроке физики, который провела педагог высшей квалификации учитель лицея № 82 Ольга Карбуненко. Он посвящался закону Ньютона и понятию невесомости. После хрестоматийного объяснения темы у школьников возникло множество вопросов: что чувствует человек в состоянии невесомости, как ощущаются перегрузки, как они влияют на организм. Разъяснить ребятам непонятные вопросы взялся гость.

«Вы знаете, что сила тяжести равна массе, деленной на ускорение, — говорил космонавт, — а что же такое масса? Представьте, что у вас на груди стоят десять человек, таких же, как и вы, — вот так ощущается десятикратная перегрузка». Затем Георгий Михайлович начал рассказывать о воздействии различных перегрузок на человека: при такой-то перегрузке у человека лопается кожа пальцев... Пораженные столь откровенным рассказом, ребята затаив дыхание слушали опытного космонавта. Завершая урок, Георгий Михайлович спросил притихших ребят: «Кто из вас хочет стать космонавтом?» — и к своему удивлению среди поднятых рук увидел руку девочки...

Размышляя о том, как следует проводить урок, чтобы ребята его запомнили, космонавт сказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей»:

— Главное — форма изложения материала. Необходимо уйти от формальности. Учитель должен не просто отчитать урок, но изложить его наглядно, парадоксально, неожиданно. Ребята лучше запомнят информацию, если ее сопровождать показом видеоматериала, различных экспериментов, опытов... Когда-то в Ленинграде существовал Дом занимательной науки, где демонстрировались достаточно простые, но эффектные опыты, остаться равнодушным к которым было просто невозможно. Например, увидев перевернутый стакан с водой, который давит на лист бумаги, человек удивлялся и поневоле задумывался: а почему вода не выливается? Если бы не Дом занимательной науки, быть может, и я не стал бы инженером...

— Но, наверное, учитель в первую очередь может повлиять на выбор ребенком будущей профессии?

— В детстве я хотел быть и музыкантом, и юристом, и певцом... Но однажды педагог по начертательной геометрии показал мне гайку. На чертеже в разрезе он объяснил, почему она устроена именно так, а не иначе, рассказал о ее оптимальной форме и о том, какие возможности скрыты в этой форме. После этого я понял, что стану инженером. Неожиданным подходом к самым, казалось бы, обыденным вещам можно так удивить человека, что у него полностью перевернутся прежние представления о давно знакомом явлении. Со временем забудутся цифры формул и правила, но, вспомнив ошеломивший его эксперимент, человек сможет восстановить в памяти давнишний школьный урок. Именно это я и пытался сделать, приводя примеры, связанные с космосом.

После урока к Георгию Михайловичу подошел мальчик: он хочет быть космонавтом, но опасается за свой вестибулярный аппарат — что ему делать? И космонавт рассказал школьнику, какие нужно делать упражнения, чтобы выработать физическую выносливость и приобрести качества, необходимые для работы в космосе. Кто знает, быть может, этот ответ, прозвучавший из уст знаменитого космонавта, станет для мальчишки судьбоносным.

Программа «Уроки из космоса» разработана под эгидой Северо-Западного отделения Федерации космонавтики и Фонда Алексея Калиниченко. По замыслу ее авторов, 12 апреля 2006 года, когда мы будем отмечать 45-летие первого полета Юрия Гагарина, учебный день во всех школах Северо-Запада России начнется подобным уроком.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100