Новости Петербурга

Наследие — это всерьез и навсегда

23:14:06, 12 октября 2005
На отчетной пресс-конференции строительного блока правительства Петербурга немало говорили о стратегии сохранения архитектурного и градостроительного наследия, разработанной и проводимой в жизнь комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП).

КГИОП разработал проект стратегии по поручению губернатора Петербурга В. И. Матвиенко. Этот документ определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия города.

Важнейшим вопросом для города стала допустимость новостроек в историческом центре Петербурга. Об этом в городе дискутировали горячо, а главное — легально. Смольный не стал тайно продвигать нововведения, а выставил их на всеобщее обсуждение. Пожалуй, впервые за все годы. Председателю комитета по охране памятников Вере Дементьевой десятки раз приходилось объяснять и депутатам, и членам всевозможных экспертных советов, и простым горожанам, почему новый закон об охранных зонах необходим. Однажды ей даже довелось выступать перед митингом протеста, собравшимся у здания КГИОП. И панику удалось погасить.

Сейчас подготовлен новый проект зон охраны, отвечающий требованиям законодательства и содержащий в себе актуальную информацию об объектах культурного наследия. В основе его — принцип сохранения самих объектов и их исторической среды путем установления зон охраны различных категорий. Впервые интересы охраны культурного наследия поставлены в один ряд с интересами градостроительного и инвестиционного развития. Этот прецедент уникален не только для Петербурга, но и для России в целом.

Проект по инициативе КГИОП прошел многочисленные слушания и был одобрен общественностью города, поддержан Общественным советом Санкт-Петербурга. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия согласованы границы зон охраны.

Еще одним серьезным событием для сохранения наследия можно считать принятие временного высотного регламента, призванного сохранить исторический силуэт города и панораму городского ландшафта.

Постановление правительства «О порядке проектной подготовки капитального строительства» также обеспечило дополнительные защитные механизмы для объектов культурного наследия. Несмотря на то что этот порядок не распространяется на объекты реставрации, при подготовке проектов нового строительства в состав проектной документации включается раздел с информацией о наличии объектов культурного наследия на прилегающей территории и оценка влияния проектируемого объекта на сохранность окружающей исторической застройки.

В последние два года в городе возросли объемы финансирования реставрационных работ. Особенно это касается объектов исторического центра города — в связи с началом реализации разработанной

КГИОП адресной программы реставрации фасадов на 2005 — 2007 гг. В отличие от точечной объектной реставрации программа предусматривает возрождение целых улиц. При формировании программы было проанализировано состояние лицевых фасадов на основных улицах, проспектах, набережных, площадях, входящих в традиционные туристические маршруты и являющихся важными градостроительными перспективами для центра города.

Всего было определено 362 здания на 44 улицах, нуждающихся в выполнении реставрационных работ. В список вошли 253 памятника истории и культуры и 109 зданий, не состоящих под охраной, но входящих в объединенную охранную зону. Реставрация осуществляется за счет трех источников финансирования: средств пользователей, внебюджетных ассигнований из Фонда развития Петербурга и городского бюджета. Общая сумма затрат на реставрационные работы из всех источников финансирования за 2004 — 2005 годы — 1,5 млрд рублей. Доля городского бюджета составляет 58,5%.

Правда, возникли в последнее время и некоторые проблемы. Сложности с финансированием реставрации памятников федерального значения появились в результате разграничения полномочий между центром и регионами России. Так, с 1 января 2005 г. средства бюджета Петербурга не могут направляться на памятники федерального значения, памятники, находящиеся в собственности Российской Федерации. В итоге были приостановлены городские программы реставрации памятников федерального значения. В отсутствие финансирования из федеральных источников администрация города была вынуждена предпринимать чрезвычайные меры и изыскивать для этих целей источники внебюджетных ассигнований. Создан Фонд развития Санкт-Петербурга, возглавляемый губернатором города В. И. Матвиенко, а также Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Все перечисленное — лишь часть того, что удалось сделать. В Петербурге была введена практика зачета средств, затраченных на ремонтно-реставрационные работы, в арендные платежи (она получила затем распространение по всей России). Увеличены объемы финансирования изыскательских и исследовательских работ, популяризации памятников истории и культуры, в том числе таких видов работ, как составление паспортов на объекты культурного наследия, проведение историко-культурных экспертиз, а также выпуск справочно-информационных изданий. За последние годы было проведено 14 международных и российских выставок, посвященных охране культурного наследия.

В 2004 году проведена независимая историко-культурная экспертиза выявленных объектов культурного наследия. На момент проведения экспертизы был зарегистрирован 2181 объект. По каждому из них дана оценка историко-культурного значения и рекомендация по включению в Единый государственный реестр с отнесением к одной из категорий историко-культурного значения (памятник регионального или федерального значения) либо по исключению из списка выявленных объектов.

Наконец, в 2004 году принято постановление «О совете по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга», которое конкретизировало цели, задачи и полномочия совета, определило его состав. Совет решает проблемы, связанные непосредственно с проведением реставрационных работ, а также вопросы нового строительства в исторических районах города. Серьезной корректировке после обсуждения на совете подверглись проекты реставрации Летнего сада и предпроектные предложения по воссозданию парка «Екатерингоф».

Словом, можно подытожить: Санкт-Петербург начал относиться к своему историческому наследию ответственно и систематично. И это не кампания, напряжение которой спадает по мере окончания назначенного срока. Практика убеждает, что новый курс, взятый городскими властями, — всерьез и надолго.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100