Новости Петербурга

На память о первом владельце

21:58:07, 28 октября 2005
Некоторые наблюдательные петербуржцы заметили, что на южном, выходящем на Миллионную улицу, фасаде Мраморного дворца нынешней осенью появилась новая архитектурная деталь. Это ярко блестящий на солнце золоченый вензель, состоящий из переплетенных букв О и G. Вензель вписан в овальное поле картуша, украшающего аттик дворца. Чье имя зашифровано в этом вензеле и на каких основаниях он воссоздан на фасаде исторического здания?

Ответы на эти вопросы дает история дворца. Как известно, он строился на средства казны для графа Григория Григорьевича Орлова. Естественно, что в картушах на фасадах дворца должны были появиться личные знаки его владельца. В самом деле, историк Петербурга И. Георги в конце XVIII столетия писал о том, что на одной стороне здания помещен герб Орлова, а на другом его «вензловое имя». На гравюре того времени, запечатлевшей Мраморный дворец, вензель есть. Правда, видна эта деталь изображения не очень ясно: различимы лишь характер соединения букв, общая композиция вензеля.

За несколько месяцев до своей кончины императрица Екатерина II подарила пустовавший тогда дворец своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания с немецкой принцессой, получившей в православии имя Анны Федоровны. По этому случаю старые эмблемы решено было заменить. Каменных дел мастер Антонио Порта стесал орловский герб на невском фасаде и снял вензель на противоположной стороне здания. Утрата герба, вытесанного из мрамора, в особенности досадна из-за того, что его автором был знаменитый русский скульптор Федот Шубин.

На смену орловским эмблемам пришли российские двуглавые орлы, вписанные в круглые венки. Вероятно, они были сделаны по рисунку архитектора Ивана Старова. Он руководил переделкой интерьеров дворца перед вселением в него великокняжеской четы, а незадолго перед тем перестраивал прежнее жилище Константина Павловича — так называемый Шепелевский дом на Миллионной улице. Во фронтоне этого здания появился тогда такой же двуглавый орел. Геральдических птиц этого типа можно видеть на многих чертежах Кваренги, но отличительной особенностью российских гербов на Мраморном дворце и Шепелевском доме является то, что одно крыло орла проходит поверх венка, а другое продето под венок.

Весь XIX век дворец просуществовал «под орлами». Правда, в конце столетия старых бронзовых птиц заменили лепными того же рисунка. Царские эмблемы были уничтожены в 1920-е годы.

Предложение о возобновлении вензеля Григория Орлова вызвало серьезный спор специалистов. Возобладала точка зрения о том, что на фасаде XVIII века приоритет воссоздания принадлежит детали его первоначального убранства, то есть не государственному гербу России, а вензелю первого владельца.

Сложной работой оказалась разработка рисунка буквенной композиции. Гравюра не давала для этого достаточно материала. Ясно было, что вензель образован латинскими буквами, но разыскать его аналог оказалось не так-то просто. На Орловском сервизе Императорского фарфорового завода вензель образован русскими буквами. Книжный знак и печать Орлова несут изображение герба. На одном из планов Гатчины есть любопытный вензель, который было непросто расшифровать — но оказалось, что он состоит из начальных букв имен братьев Орловых.

Рисунок вензеля нашелся в одном французском издании XVIII века, специально посвященном искусству составления вензелей. Более всего историческому изображению на гравюре соответствовало переплетение из латинских О и G. Строгих правил, предписывавших начальной букве имени непременно стоять перед буквой фамилии, не существовало. Когда того требовала композиционная завершенность вензеля, буквы переставлялись.

В итоге долгий и непростой труд многих людей завершился: спустя два столетия на фасад дворца вернулась деталь, прямо напоминающая о его первом владельце.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100