Новости Петербурга

Размыв научил уму-разуму

02:02:04, 06 декабря 2005
Десять лет назад в ленинградском метро произошла авария, которая вошла в историю города под названием «Размыв». Подземная стихия разорвала самое слабое звено питерской подземки, укоротив ее сразу на семь станций.
Сотни тысяч горожан, проживающих и работающих в северных районах города, в мгновение ока лишились самого скоростного, безотказного, комфортного вида городского транспорта.

Помню, как в ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии принималось решение оставить стихии двухкилометровый перегон «Лесная» — «Площадь Мужества». Тогда пошли на рискованный шаг — перегнать из депо «Девяткино» более десятка голубых экспрессов в «Автово». Лишь после этого захлопнулись четыре мощных затвора тоннелей у «Лесной» и «Площади Мужества». Под давлением, равным напору стихии, в них погнали воду из городских магистралей — в противном случае подземная река грозилась заполнить артерии метро вплоть до Финляндского вокзала. Позже авторитетная госкомиссия из Моск-вы признает эти действия правильными в сложившейся ситуации. И тем не менее на площади Мужества и на прилегающих городских магистралях кое-где образовались провалы, треснули стены ряда наземных зданий и сооружений.

В числе первых к месту происшествия прибыли вице-мэр Санкт-Петербурга Владимир Путин, тогдашний министр МВД Александр Куликов и другие руководители, которые на месте обсуждали проблемы охраны ряда объектов и организацию движения транспорта в этом районе города. Через несколько дней, по распоряжению мэра Петербурга Анатолия Собчака, на линию вышли новенькие «Икарусы», которые бесплатно перевозили людей к месту службы и жилым кварталам.

Бригады «Метростроя» вскоре соорудили оборотные тоннели у «Лесной» и «Площади Мужества». Специалисты «Ленметро-гипротранса» подготовили ряд проектов по восстановлению аварийного участка. В конечном счете был одобрен обходной вариант строительства новых тоннелей. В России не было ни опыта такого строительства, ни соответствующей проходческой техники и оборудования. Пришлось изучать международные технологии. Наиболее удачными и приемлемым оказались наработки интернационального концерна «Импреджило», объединяющего подземщиков Италии, Франции, Австрии.

Москва необходимых средств сразу выделить не смогла. Законодательное собрание и правительство Петербурга решили использовать городскую казну. Это уже потом правительство РФ изыскало другие источники финансирования, в том числе и за счет зарубежных инвесторов. В общей сложности на строительство новых двухкилометровых тоннелей потребовалось девять лет и 117 дней. В зоне рукавов подземных рек было пройдено с помощью проходческого комплекса «Виктория» в одном тоннеле 780 метров, в другом — 760 метров. Все эти девять с лишним лет под землей работали лучшие бригады «Метростроя».

Накануне 301-й годовщины со дня рождения Санкт-Петербурга Владимир Путин, теперь уже президент России, вновь приехал на «Площадь Мужества» и оказался в числе первых пассажиров восстановленного участка питерского метрополитена. В Константиновском дворце по этому поводу был устроен прием участников уникальной стройки. Более двух десятков подземщиков были награждены орденами и медалями России. Президент выразил надежду на то, что «Метрострой» теперь еще шире будет применять приобретенный опыт строительства тоннелей с помощью современных проходческих технологий.

Эти рекомендации бригады «Метростроя» используют сегодня при строительстве Фрунзенского радиуса. Вероятно, накопленный за десять лет опыт будет широко востребован и при сооружении транспортных тоннелей под Невой. Об этом на днях говорили в Смольном.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА из архива редакции

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100