Новости Петербурга

Протестовать против ввоза урана "зеленые" продолжат в Сибири

21:02:07, 08 декабря 2005
Протестовать против ввоза урана "зеленые" продолжат в Сибири
Второй день петербургские СМИ обсуждают прибытие в Петербург судна с обедненным ураном и акцию «гринписовцев», в ходе которой они попытались не пустить его в петербургский порт. Задержать сухогруз не удалось, однако экологи не сдаются – следующие акции протеста пройдут в Томске, куда везут на переработку отходы.

Напомним, что в среду вечером одиннадцать активистов «Гринпис» на трех резиновых лодках попытались преградить путь сухогрузу «Капитан Куроптев», на борту которого находится 450 тонн обедненного урана. Попытка не удалась: моряки применили водометы, и сухогруз беспрепятственно вошел в порт.

По рассказу «гринписовцев», капитан корабля не замедлил ход при виде лодок, а наоборот, ускорил. Если бы произошло столкновение, могли бы быть жертвы. Слава богу, все обошлось. По информации сотрудников «Гринписа», опасный груз вскоре погрузят в вагоны и отправят по железной дороге в Томск на переработку. Экологи и жители Томска уже готовятся к акциям протеста. Они возмущены тем, что в их город ввозят радиоактивные отходы.

«Гексафторид урана, смешиваясь с водой или с атмосферной влагой, образует плавиковую кислоту. При вдыхании паров кислоты поражаются легкие и почки. При попадании в организм уран оказывает радиационное воздействие. Обедненный уран является ядерным материалом, так как содержит расщепляющееся вещество - уран-235. Некоторые эксперты считают, что уран не менее опасен, чем свинец», – рассказали сотрудники «Гринпис» корреспонденту «Фонтанки».

Обедненный уран с разрешения Российского агентства по атомной энергии (Росатома) ввозят на территорию РФ из Западной Европы вот уже в течение нескольких лет. Обедненный уран образуется при переработке (обогащении) природного урана. Он не имеет широкого коммерческого применения, поэтому во всем мире его накоплено огромное количество, более миллиона тонн.

Чтобы избавиться от запасов и проблем, связанных с утилизацией отходов, ряд западноевропейских компаний заключили контракты с предприятиями Росатома на его поставку (официально – для переработки, дообогащения).

«Но после дообогащения 60-90% ввозимого материала остается навсегда в России в виде отходов, – сказал Владимир Чупров, координатор энергетического отдела «Гринпис». – Этот факт был подтвержден представителем французской компании Аreva, который заявил, что большая часть поставляемого материала остается в собственности российской компании «Техснабэкспорт».

В соответствии с законом «Об охране окружающей среды», ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения запрещается. Однако здесь ситуация такова, что отходы ввозятся формально не на хранение, а на переработку, а после нее они становятся уже не «европейскими» отходами, а российскими.

По данным «Гринпис», от компании Eurodif (Франция) получено по разным контрактам: в период с 1996 по 1999 гг. – 13887 тонн обедненного урана, в период с 2000 по 2003 гг. – 8386 тонн, в период с 2002 по 2003 гг. – 9815 тонн. От компании Urenco (Великобритания) в период с 1996 по 2003 гг. – 59328 тонн, в период с 2002 по 2003 гг. – 13676 тонн.

По данным «Гринис», всего в России складировано и хранится уже около 100 тысяч тонн этого вещества, ввезенного из-за рубежа. В качестве площадок для складирования используется территория четырех предприятий Росатома: ФГУП «Уральский электрохимический комбинат» (Свердовск-44), ФГУП «Сибирский химический комбинат» (Томск-7), ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат» (г. Ангарск), ФГУП «ПО «Электрохимический завод» (Красноярск-45).

По мнению сотрудников «Гринпис», опасность представляет не только хранение отходов, но и их перевозка по железной дороге. Перевозят отходы в типовых контейнерах 48G, которые не соответствуют сертификатам МАГАТЭ: они не выдерживают воздействие огня в течение 30 минут, взрываясь уже на 13-й минуте. В результате разгерметизации территория в радиусе до километра может быть подвергнута токсическому и радиоактивному загрязнению. По морю контейнеры перевозятся на обычных сухогрузах, не оборудованных специально для данных целей.

«Хранение урана тоже осуществляется в ненадлежащих условиях. Стальные бочки подвержены коррозии, возможен выброс опасного соединения в окружающую среду. При этом образуются летучие токсические соединения, которые поражают лёгкие и могут привести к смерти», – рассказал Владимир Чупров.

В то же время российские чиновники отрицают опасность, которую таит в себе уран. В том, что груз безопасен, заверил вчера депутатов Законодательного собрания Петербурга председатель комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Дмитрий Голубев. Он сообщил, что объединенный уран привезен для того, чтобы провести операцию по его обогащению, а затем он будет отправлен назад во Францию. По словам Дмитрия Голубева, привезенный уран в 2 раза чище природного, и он находится в контейнерах из бронированной стали толщиной 18 миллиметров, которые прошли испытания и имеют заключение экспертов МАГАТЭ (например, контейнеры скидывали с высоты 9 метров на металлический штырь).

Тем не менее, «Гринпис» требует прекратить незаконный и опасный ввоз обедненного урана на хранение и захоронение, а экологи планируют в дальнейшем продолжать борьбу против ввоза радиоактивных отходов.

Александра Балуева,
Фонтанка.ру

Ранее по теме: "Ядерное" судно на подходе к Петербургу

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100