Новости Петербурга

«Я был русским Геббельсом!»

15:12:11, 27 января 2006
«Я был русским Геббельсом!»
У каждого человека на войне было свое место. Студент филологического факультета Юрий Басистов сражался с врагами в составе «седьмого отдела» Ленинградского фронта. И немцев обстреливал не пулеметной очередью и минометным огнем, а словом. Отдел был создан для ведения спецпропаганды среди войск противника с целью морально разлагать врага. Корреспондент «МК» в Питере» узнавала у Юрия Васильевича, полковника в отставке, кандидата исторических наук, о методах военного пиара.

«Русь! Катюшу давай!»

Противника надо было оглушить наглостью и внезапностью появления. Для этого существовали радио и звукостанции. Их подтаскивали как можно ближе к переднему краю противника. И среди ночи начинался эфир: «Говорит передатчик Красной Армии. Немецкие солдаты и офицеры! Послушайте правду о войне!»

- В 86 дивизии под Невской Дубровкой была переносная окопная звукостанция, которую мы с оператором, сержантом Васей Лисановым, таскали на себе, - вспоминает Юрий Басистов. - Еще у нас был рупор и наливные аккумуляторы, они протекали, и мы постоянно ходили в сожженных гимнастерках.

Юрий Васильевич старался оживить передачи. В рассказы о событиях на фронте вставлял немецкие анекдоты и шутки, подслушанные у пленных немцев. Например, во время блокады в Германии появился такой анекдот: «Войска Вермахта так долго стоят под Ленинградом, что пора им уже присесть. Надо начать в Германии сбор стульев для немецких солдат под Ленинградом».

Немцы глушили передачи пулеметным огнем. Но «пропагандисты» только смеялись: «Смотрите, ваше командование боится, не хочет, чтобы вы слышали правду о войне».

Существовали и специальные звукоустановки, которые могли передавать музыку. Немцев регулярно знакомили с русскими фронтовыми песнями. Они стали так популярны у солдат противника, что из вражеских окопов часто раздавалось: «Русь! Катюшу давай!»

Голос с неба

На Ленинградском фронте работало и необычное средство ведения пропаганды. В двух армиях были звукостанции, смонтированные на самолетах ПО-2. Сотрудники «седьмых отделов» садились в кабину и, облетая линию фронта, вещали прямо с небес. Сообщения были слышны в радиусе 700 метров. Эффект был поразительный! Когда ночью с неба неожиданно раздавалось: «Внимание! Говорит передатчик Красной Армии! Краткая информация! Рим пал! Рим пал!», немцы вздрагивали. На таком самолете летом 1943 года летал Юрий Басистов. В ночь приходилось делать 2-3 вылета, чтобы обогнуть Южную линию фронта под Ленинградом. Его самолет часто обстреливали. Однажды даже пробили маслопровод. Но пропагандистам удалось дотянуть до своего аэродрома.

- Феерическое зрелище, когда вокруг тебя летят разноцветные трассирующие пули! – восхищенно вспоминает Юрий Васильевич.

Агитбомбы и агитснаряды

Фрицев забрасывали листовками. Во фронтовом отделе находилось свое редакционно-издательское отделение, состоящее из опытных журналистов и филологов. Листовки писали Всеволод Вишневский, Николай Тихонов, Илья Эренбург. Были и военнопленные немцы, которые соглашались с ними сотрудничать. Например, вернувшийся из русского плена Эрнст Келер, основатель комитета «Свободная Германия». Русские солдаты хорошо его знали, называли по-свойски Эрнстом Павловичем.

Доставляли листовки авиацией: специальными агитационными бомбами, которые сбрасывали над немецкими частями. Также использовали агитминометы и артиллерийские агитснаряды к 122-миллиметровым гаубицам. В каждый такой снаряд закладывалось свыше сотни листовок, и доставлялись они точно «по адресу».

Прекрасный русский плен

Много было написано листовок «о прелестях русского плена». Геббельсовская пропаганда уверяла, что никакого русского плена попросту нет, большевики расстреливают немецких солдат. И надо было убедить противников в обратном – русский плен лучший способ не только спасти свою жизнь, но и после войны вернуться на родину. «Нацистская клика – враг немецкого народа. Выход из войны для вас – сдача в плен», - говорилось в таких листовках. В них рассказывалось о жизни в советских лагерях, приводились данные о нормах довольствия военнопленных. Для большей убедительности переходили на личности. Была, например, листовка: «Спросите повара Гольда». Она была написана от имени пленного немецкого повара по фамилии Гольд, это был реальный персонаж. В листовке Гольд рассказывал, что он сегодня приготовил: суп, гуляш с кашей. Никакого гуляша, конечно, не было. Но на голодных немецких солдат производило впечатление. А этот Гольд, кстати, потом в ГДР стал генералом, начальником правительственной охраны.

На листовках помещались фотографии пленных в непринужденной обстановке: в лагерной библиотеке, в кружках самодеятельности. Они часто содержали обращения пленных передать родным, что они живы и здоровы. Это был хороший ход, рассчитанный на сентиментальных читателей.

- Пропаганда оказалась действенной, - рассказывает Юрий Васильевич, - В нашем плену оказалось свыше 2 миллионов немцев.

Советские актрисы в объятиях Гитлера

Целые серии листовок были посвящены разоблачению фашистского руководства. Они содержали уничижительные карикатуры на Гитлера, Геббельса, Геринга, эсесовцев. Вот, например, листовка «Кто такой Гитлер?» Сгорбленный фюрер стоит среди трупов солдат и произносит свою знаменитую фразу: «Я чувствую себя таким свежим. Весна наступает». А вот карикатурный нацист в фуражке дома лопает сосиски, пока солдаты голодают на фронте.

Одним из самых популярных персонажей являлся Геббельс. Было известно, что колченогий министр пропаганды очень любвеобилен и не пропускает ни одной германской актрисы. Его жена из-за этого даже жаловалась Гитлеру. Тот устроил своему подчиненному выволочку. И вот с помощью фотомонтажа сотрудники «седьмого» сделали такую листовку: довольный Геббельс сидит в окружении группы красоток. Еще один фотомонтаж – листовка, изображающая Гитлера и Геббельса за богато накрытым столом с двумя дамами. В дамах, кстати, можно было узнать актрис Театра Комедии имени Акимова. Гитлера с Геббельсом тоже изображали загримированные актеры. Выглядело все вполне натурально. Немцы верили и осуждали своих вождей.

Фрау Шульц и «поцелуйные карточки»

Одним из направлений спецпропаганды был рассказ о тяжелом положении в германском тылу. Постоянно сообщалось о бомбежках немецких городов, обездоленных жителях, тяжелом положении семей солдат. Указывалось, что вина лежит на Гитлере и других руководителях. Пока они жируют, простые солдаты гибнут. Из допросов пленных немцев узнавали факты личной биографии, которые потом с успехом использовали. Например, в одной листовке сообщалось, что фрау Шульц голодает, потому что ей не платят пенсию. Самое интересное, что немцы потом нашли эту фрау и выплатили ей причитающиеся деньги.

С легкой руки Эренбурга пошла гулять «сенсация» о наличии в Германии «случных пунктов», где эсесовцы в отсутствие ушедших на фронт солдат должны были позаботиться, чтобы их жены не остались без потомства. В листовках рассказывалось также о «карточках для поцелуев», которые якобы существовали при посещении офицерами публичных домов. Эти карточки давали скидки на услуги девушек. Но затея не имела успеха. В «случные пункты» немцы не поверили, только смеялись.

Впрочем, несмотря на рассказы о плачевном положении немецких войск, фактов добровольного перехода фашистов на сторону Красной Армии было немного.

- Дисциплина в Вермахте поддерживалась до конца войны на высшем уровне, - рассказывает Юрий Басистов, - Склонить солдат и офицеров к выступлениям против нацистского режима в войсках Вермахта нам не удалось.

Ольга Горшкова

Публикуется с сокращениями. Полная версия опубликована в свежем номере газеты «МК» в Питере» 25 января 2006 г.

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100