Новости Петербурга

Они называют себя – «ваддя»...

03:22:05, 04 марта 2006
Они называют себя – «ваддя»...
Они называют себя – «ваддя», хотя в паспортах этих людей написано «русские». В Кингисепском районе потомки одной из самых древних народностей Северо-Запада, возрождают культуру своих предков. О традициях и языке, который выучить сложнее чем привычные иностранные: английский, немецкий или французский - репортаж Екатерины Перрен.

В доме Татьяны Прокопенко всегда говорили на родном - водском языке. Но в школе учителя детей за такую речь ругали. Тогда были советские годы. Cохранить культуру тем не менее удалось. А вот из материальных ценностей в семье мало что осталось.

- Это смотрите, как красиво вышито. Такая нежная работа. А эта совсем пожелтела. Смотри, какая желтая.

Внуки Татьяны – живут в одном из областных городов – но язык предков все таки выучили – и свободно говорят. Правда, зимой приезжают не часто. В это время переброситься старинным словом в округе практически не с кем.

- Не с кем говорить, так я в уме все на води разговариваю. Я как бы вроде и русская. Уже столько. И в паспорте написано- русская. Но перепись была. Я сказала, что водь. Не знаю, что написали.

По итогам переписи потомками древнего народа себя признали мене ста человек - а ведь когда-то водь были в 15 раз многочисленнее ижорцев.

«Старожилы этой земли» – так переводиться название народа. Археологические следы находят в Ленинградской, Псковской, Новгородсой областях. Специалисты активно вели раскопки в 80-ые…. но сами ваддя стали возрождать традиции своих предков не так давно.

Изучать истоию древнего народа в Ленинградской области стали десять лет назад. Потомки водь даже свою столицу, неофициальную, утвердили. Деревня Лужица. В 97-ом году здесь открыли первый музей. Но он сгорел. Теперь уникальные вещи хранят в этой избе. Свой дом безвозмездно предоставил один из жителей.

Один из самых интересных экспонатов музыкальный инструмент – кантеле. Под музыку, которую на нем исполняли петь и танцевать нельзя. Она предназначалась для общения с богом.

Вместо русской маслянице народ водь праздновал чихлаго – ритуал заключения договора с духом льна. Кангаспу - в переводе с водского ткацкий станок. Кирну – маслобойка. Сигл – сито.

Татьяна ЕФИМОВА. Председатель правления Общества водской культуры : Первая цель, которая ставилась. Это укрепить как-то самосознание тех, кто еще сохранил как-то название и язык. А теперь нам хочется еще передать язык и детям. И культуру.

Язык древнего народа сейчас изучают только в одной школе. В деревне Краколье. В обязательную программу занятия не включены – но класс не пустует.

Екатерина ПЕТРОВА. Ученица Кракольской средней школы: Если мы не будем ничего сохранять нам будет не интересно. Скучно.

Педагоги называют занятия детей почти подвигом. Ведь водский язык – один из самых сложных во всей финно-угорской группе. Особенно произношение. Скажешь - тули – это огонь. А произнесешь ту-у-ули - так это уже другое слово. Ветер.

Веянием моды возрождение забытой культуры в Ленинградской области называть не хотят. Да и как забыть, если прямо на территории православного храма в Кингисеппе установлены три каменных креста – символы более ранней народной культуры.

5-й канал "ОАО ТРК Петербург"

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100