Новости Петербурга

Мундир Молотова

09:27:08, 04 марта 2006
и кафтан стрельца XVII века можно увидеть на Советской улице
Алексей МИРОНОВ

Здесь, на 3-й Советской, были, наверное, немногие, но при этом экспонаты коллекции видели, без преувеличения, миллионы — если не лично, то хотя бы на большом или малом экране. Музей военного костюма существует как общественный, начинался он с частных собраний.

— Когда-то в СССР коллекционеров интересовали в основном две темы: наполеоновские войны и Третий рейх. Поворотным моментом стала всесоюзная выставка 1989 г. «Формы. Награды. Оружие», — говорит руководитель музея Богдан Небелевич. По его словам, в частных руках не так много шинелей, кителей или сапог. Ветераны бережно хранят ордена, медали, но не форму и знаки различия. Помните, как у Высоцкого в балладе о послевоенном детстве: «Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я...». Никто не думал в сороковые, что та же гимнастерка через десятилетия станет реликвией. Время было трудное, и одежду, в которой солдаты и офицеры вернулись с войны, просто-напросто сносили к началу шестидесятых. Небелевич, профессиональный историк, был одним из первых, кто стал интересоваться вещами советского периода. Но, когда Союз распался и границы открылись, многое стало уходить на Запад, а что-то бездарно и безвозвратно утрачено здесь, на родине.

— Порой доходило до абсурда: скупает акции завода у трудового коллектива новый хозяин и видит — драгоценные квадратные метры занимает какой-то заводской музей. Менеджер решает музей закрыть, а вещи выкинуть... на помойку! Иногда нам удавалось что-то спасти, как, например, седло маршала Ворошилова с монограммой «КВ», — вспоминает Богдан Небелевич.

В 1990-е годы основатели музея участвовали в выставках, которые проходили в Москве, Петербурге, Риге и других городах. К началу нового века у них было уже около 20 тысяч экспонатов.

Но музей это не просто объединение коллекций — это учреждение, которое должно как-то себя кормить, ведь это только государственные собрания имеют поддержку из бюджета. Собеседник поясняет:

— У нас три источника дохода: консультации, которые оказывают наши специалисты, в основном при съемках кино и видеофильмов, прокат вещей — как правило, тоже по заявкам студий и участие в выставках... Для чего нужны консультации? Недавно я видел фильм, где в эпизоде дворцового переворота XVIII века гвардеец минуту целился из трехлинейной винтовки Мосина! С тем же успехом директор картины мог дать ему в руки автомат Калашникова... Только что по экранам прошла новая версия «Золотого теленка». В ней водитель «Антилопы гну» щеголяет в шлеме моряка торпедного катера второй половины двадцатого века... Но публика умнеет, гнать откровенную клюкву становится стыдно, и режиссеры понемногу начинают ценить достоверность. Так что консультанты без хлеба не останутся.

Сегодня, кстати, в маленьком музее работают уже шесть человек. В минувшем году его экспонаты гостили в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны (выставка «Война народная в памяти трех поколений»), побывали в питерском Военно-историческом музее (выставка «Женщины в Великой Отечественной войне»), ездили в Ханты-Мансийск.

В собрании музея на 3-й Советской есть не только форменная одежда армии и флота, внутренних и пограничных войск, но и мундиры дипломатической службы, прокуратуры, служащих железных дорог, морского, речного и воздушного флотов, милиции, ВОХР и т. д. Самый старый раритет — кафтан стрельца последней четверти XVII века. Посетители с изумлением рассматривают и мундиры исторических личностей — министра обороны СССР маршала Д. Ф. Устинова, министра иностранных дел В. М. Молотова, главного маршала авиации А. А. Новикова...

— Вскоре мы будем отмечать 150-летие окончания Крымской войны. Готовим к этому событию выставку, — делится Богдан Небелевич. — В будущем создадим диораму «Последний день обороны Севастополя». В центре композиции будет схватка трех воинов — русского с одной стороны, французского и английского с другой. Причем все предметы на первом плане будут подлинными: наши ружья — кремневые, переделанные под капсюльный замок, английские штуцеры, французские офицерские сабли. В более отдаленных планах — создание диорам «Осада Ленинграда 1941 г.» и «30 лет Афганской войны».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100