Новости Петербурга

Три кита нестабильности экономики Петербурга

05:02:28, 08 марта 2006
Три кита нестабильности экономики Петербурга
Энергетика, транспорт и кадры – вот три серьезные проблемы, тормозящие развитие Петербурга. Для решения первой Смольный даже рассматривает вопрос о создании совместного сетевого предприятия с РАО "ЕЭС", второй – пытается строить и ремонтировать дороги. Но вот с третьей... Как всегда – виноваты дураки и дороги.

7 марта городское правительство подвело итоги социально-экономического развития Петербурга за 2005 год. В целом динамика положительная, но успокаиваться на достигнутом, по словам губернатора Валентины Матвиенко, не стоит.

Что такое хорошо...

В прошлом году был установлен абсолютный рекорд по объему инвестиций в экономику Петербурга – 154,1 миллиарда рублей. Причем объем иностранных инвестиций вырос на 43% и составил 1,4 миллиарда долларов. Оборот розничной торговли достиг 246 миллиардов рублей. А вот подсчитать темпы развития промышленности оказалось не так-то просто. Объем производства промышленных предприятий вырос на 9%, а оборот промышленных организаций увеличился на 18% и составил 1 556,6 миллиарда рублей. По словам председателя Комитета экономического развития Владимира Бланка, сейчас происходит изменение структуры производства, поэтому индекс промышленного производства растет медленнее, чем оборот. И поэтому удобнее считать показатели роста экономики именно в денежном эквиваленте. Впрочем, если отнять от 18% роста оборота 9% инфляции, то получаются те же 9% индекса промышленного производства. Валентина Матвиенко заметила, что "удерживать каждый год такие темпы и такую динамику сложно", поэтому придется усилить работу и наращивать темпы работы.

Из положительных моментов Владимир Бланк отметил также повышение уровня жизни населения – прирост реальных денежных доходов в 2005 году, по данным комитета, составил 14,3%. В декабре средняя начисленная зарплата одного работника была равна 14 тысячам рублей. При этом цены на товары и услуги выросли по сравнению с 2004 годом на 12%, а квартплата – на 15%. Так что рост доходов можно назвать весьма относительным. В общем же, петербуржцы тратят деньги почти так же, как средние европейцы, всего горожане за год оставили в магазинах почти 10 миллионов долларов. Валентина Матвиенко отметила также уменьшение количества жителей с уровнем дохода ниже прожиточного минимума – в четвертом квартале 2005 года их было 11,3% от общей численности населения Петербурга. По данным за четвертый квартал 2004 года этот показатель составлял 13,5%.

...и что такое плохо

Очень тормозит развитие экономики состояние петербургской энергетики. По словам Владимира Бланка, десятки инвестиционных проектов не могут быть реализованы из-за недостаточного развития инфраструктуры. Особенно это касается обеспечения электроэнергией. В энергетике, утверждает Владимир Бланк, должны появиться подходы, обеспечивающие надежность обеспечения города электроэнергией. Ситуация, которая сложилась с электроэнергией в связи с не самыми сильными январскими морозами, очень обеспокоила промышленников. По его словам, это произошло потому, что развитию отрасли не уделялось серьезного внимания, хотя прибыль у компании "Ленэнерго" была, о чем свидетельствует выплата дивидендов. "Ситуация показала, что сетевая компонента не является бизнесом, а именно от нее зависит надежность" – подчеркнул Владимир Бланк. В связи с этим рассматриваются различные варианты решения проблемы. Одним из них может стать создание совместного предприятия с РАО "ЕЭС", в начале года говорилось о том, что город может взять на себя контроль над сетевой компонентой "Ленэнерго". Окончательного решения пока не принято.

Еще одна серьезная проблема – кадровое обеспечение. По словам Владимира Бланка, сейчас существует колоссальная потребность в кадрах, которая сдерживает развитие экономики. Дефицит кадров приходится компенсировать за счет приезжих, в том числе и из Ленинградской области. Как отметил президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Вахтанг Ковешников, наблюдается дисбаланс в подготовке специалистов с высшим и средним образованием: все стремятся получить высшее образование, а идти в рабочие никто не хочет.

Решить третью проблему – транспортную, по словам Владимира Бланка, можно с помощью самых простых мер: строительства новых дорог, оптимизации дорожного движения. Но то ли до сих пор эти простые меры плохо применялись, то ли дело в чем-то другом, но транспортная ситуация уже много лет является крайне неудовлетворительной.

Проблемы малого бизнеса озвучил на заседании правительства председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Сергей Федоров. Среди них он назвал, прежде всего, недоступность кредитов. Сейчас, по его словам, средняя стоимость кредита составляет 18-19%, и при таких условиях развивать малый бизнес в промышленности практически невозможно. Кроме того, малому бизнесу негде развиваться – нет площадей. В связи с этим Сергей Федоров предложил постановлением правительства закрепить обязанность передавать первые этажи домов под организации малого бизнеса. Еще одна проблема связана с мелкорозничной торговлей: развитие крупных торговых сетей заставляет задуматься о том, что делать с малыми предпринимателями, которые раньше занимались торговлей.

Вахтанг Ковешников назвал еще целый ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться. Основная – рост цен и тарифов. По его словам, за год в среднем стоимость автомобильных перевозок вырастает на 39%, железнодорожных – на 15%, цена бензина – на 17%, энергоресурсы – на 20-25%. При этом индекс промышленного производство составляет всего 9%. При этом, отмечает Вахтанг Ковешников, предприятия не могут бесконечно поднимать цены. Существует определенный "потолок", выше которого поднимать стоимость продукции просто невозможно – никто не будет ее покупать. Есть у промышленников и более глобальные претензии к власти: до них не доводят параметры вступления России в ВТО, поэтому они не могут подготовиться к этому знаменательному событию.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100