Новости Петербурга

Обгоняя инфляцию

02:42:17, 14 марта 2006
Общественный транспорт Санкт-Петербурга — впереди Европы всей
Станислав ПЕТРОВ

На то и дан городу чиновник, чтобы горожанин не толстел. Только он, горожанин, как сытый пескарь, угреется в своей норке, как его чиновник-то за что-нибудь да и ущучит. Потому что один из них спокойной и сытой жизни хочет, а второй хочет все реорганизовать и улучшить — чтобы, стало быть, все по порядочку, по ранжирчику, со справочкой и инвентаризационным номерком...

Последнее веяние чиновничьей инициативы — улучшение работы транспорта — началось не вчера. В 2002 году утверждены правительством Петербурга, а в 2003 году начаты реализацией «Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2015 года» и «Комплекс программных мероприятий по стабилизации и развитию наземного пассажирского транспорта общего пользования Санкт-Петербурга до 2015 года».

В поддержку программам, естественно, в целях улучшения, стали повышать цену за проезд. В 2003 году с 5 до 6 рублей в автобусе, трамвае и троллейбусе, с 6 до 7 рублей — в метро. В прошлом году все тарифы чохом подняли до 10 рублей, с 1 февраля нынешнего года — до 12 (на 20 процентов). Читателю предлагается несложная задачка подсчитать, как поднялся, говоря современным языком, транспорт, если инфляция в стране не превышала 12 процентов. Нужно еще учесть, что городу удалось добиться существенных дотаций на улучшение работы пассажирского транспорта, которые тоже были успешно освоены.

Скоро сказка сказывается, как известно, но не скоро транспорт улучшается. Через пару-тройку лет после принятия программ в общественном транспорте сложилась кризисная ситуация. Не удовлетворяется спрос на перевозки, сокращаются подвижной состав и маршрутная сеть, значительно ухудшается качество транспортного обслуживания пассажиров. Деградация транспорта не могла не сказаться на качестве перевозок пассажиров. Значительно увеличились интервалы движения, возросло наполнение подвижного состава. В часы пик число пассажиров достигает восьми человек на квадратный метр пола.

Тем временем из реальных мер были осуществлены только ампутация маршрутов трамвайного движения с распродажей парков да пресловутый конкурс автотранспортных предприятий, убравший из перевозок конкуренцию как в смысле ценовой политики, так и в качестве обслуживания. Рынок теперь ничего не решает, решает чиновник.

Недавнее увеличение тарифов до 12 рублей за одну поездку должно принести городским транспортным компаниям дополнительный доход порядка 1 миллиарда 800 миллионов рублей. Чиновники уверяют, что эти весьма немалые деньги пойдут на «улучшение транспортного обслуживания». Транспортные фирмы как победители того самого «автобусного» конкурса, так и не участвовавшие в нем, этот доход уже получают. Пора разобраться, что получили горожане.

Метро. Это главный, самый популярный и, без сомнения, самый удобный теперь, при сложившемся порядке на улицах, вид транспорта. И очень отстающий в развитии. Потому что ликвидация «размыва», открытие одной станции и приобретение нескольких новых вагонов — это не есть темпы развития, которыми можно гордиться. Тем не менее, несмотря на то что метро перевозит только около четверти всех пассажиров, оно получит самую большую часть «пирога» увеличения тарифов — порядка 990 миллионов. Однако заметных улучшений здесь ждать не приходится: эти деньги, признают сами чиновники, станут компенсацией за потерянные метрополитеном средства от рекламы и от арендной платы за убранные со станций ларьки.

Трамвай. Самый старый, самый демократичный и самый преследуемый вид транспорта в городе. Сейчас трамвай обвинили в ужасных грехах — и шумит он, и вибрации создает, и мосты убивает, и — главное — мешает автотранспорту. Понимаете, не умников обвинили, которые строили плохие пути и не продумывали заземление рельсов на мостах, не чиновников, которые прокладывали маршруты, а сам трамвай. 440 миллионов, которые «Горэлектротранс» получит на трамваи и троллейбусы от повышения цен на проезд, вопроса не решат: слишком долго здесь ничего не делалось, слишком все запущено и обветшало.

Остается автобус — главный козырь комитета по транспорту, его возлюбленное чадо.

Согласно условиям того самого «автобусного» конкурса, для обслуживания только социальных маршрутов фирмы-победители должны были выделить 600 автобусов, и «...на двадцати маршрутах, которые интенсивно заняты на доставке горожан к метро из «спальных» районов, интервал будет составлять всего 5 — 10 минут, чего в нашем городе еще не бывало никогда» — как обещал председатель транспортного комитета господин Дацюк.

Сегодня речь уже идет только о 400 автобусах и 15 — 20 минутах интервала.

Ну автобусы никто сосчитать не может, даже сами чиновники. А вот интервалы... Я могу свидетельствовать, что автобус № 15, заменивший собой три закрытых трамвайных маршрута, сейчас ходит с частотой от 35 до 50 минут. Несколько меньше интервалы у автобуса № 22, но и здесь о десяти минутах даже мечтать не приходится.

Мы, пассажиры, что-нибудь выиграли?

Ах да, еще комфорт. Нам расхваливают пресловутую «Сканию», дорогое и бездарное детище российских и скандинавских инженеров. Громадный тяжелый ящик, в котором из-за вынесенных в салон передних колес пассажиры не имеют обзора (везут буквально как скотину), с отвратительной вентиляцией (летом в задней части, «на галерке», люди в обморок падают от духоты), с форточками, до которых не дотянуться, с поручнями, за которые не удержаться, с проходами, в которых не разойтись, и с жесточайшими тормозами, которые заставляют людей кататься по салону, как горошины в погремушке. Это, по-вашему, комфорт? Может, в Швеции, где в таких автобусах люди ездят только сидя, они и годятся, а у нас, где народ сидит в основном друг на друге, ездить в них нельзя.

Между прочим, когда обговаривался вопрос повышения цен на проезд, прозвучал и такой довод: проезд повышается на 20 процентов, а доходы горожан, по официальным отчетам, выросли в 2005 году на 40 процентов. Во-первых, считается неприличным заглядывать в чужой кошелек — даже чиновникам. А во-вторых, разве не цель нашей глубокоуважаемой власти повышать благосостояние народа или это повышение только чиновников касается?

И, наконец, если уж говорить о деньгах. По последним сопоставимым данным Евро-стата, расходы населения России на оплату услуг пассажирского транспорта составляли 2,4% от общего объема потребительских расходов. Это примерно в два раза выше среднеевропейского уровня. Хотя есть страны, где эта доля совсем мала: Австрия — 0,6%, Бельгия — 0,8%.

Правда, там чиновники об улучшении работы транспорта не заботятся.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100