Новости Петербурга

Демон, Фауст и Ежик в тумане

02:52:15, 15 марта 2006
Демон, Фауст и Ежик в тумане
Она знает, каким трудом достаются секунды анимации и обожает мультфильм «Ежик в тумане». Ирина Евтеева - единственная женщина режиссер-аниматор получившая «Венецианского льва», сегодня отмечает юбилей. На работе. Снимает «Фауста». О том, почему режиссер не любит компьютерную графику и как совмещает практику с теорией – репортаж Екатерины Русановой:

Режиссер Ирина Евтеева человек не публичный. О себе говорит мало и неохотно. Зато часами может рассказывать о людях, с которыми делает кино в маленькой комнате на «Ленфильме». Здесь и рождаются шедевры. За один из них анимационный фильм «Клоуны» Ирина Евтеева получила высшую награду Венецианского фестиваля - «Серебряного льва». Он хранится в мастерской, где все начиналось. Сегодня, в свой день рожденья художник рисует 8-й мультфильм - «Фауст»

Ирина Евтеева, режиссер-аниматор: Мы видим, все изображение, которое мы сочиняем без всяких двойных композиций. То есть это все моделируется, здесь разные проектора. Здесь проектор, там проектор. Таким образом сочиняется размер.

Сочинять помогает и команда. С ней она работает уже 16 лет. Оператор Генрих Маранджян называет Евтееву первооткрывателем – она единственная в мире рисует мультфильмы светом. Списанная когда-то за ненадобностью киноаппаратура и талант Ирины творят чудеса.

Такая техника создания анимационного кино Ирине Евтеевой приснилась во сне. И так уже 16 лет, она сначала снимает актерские сцены. Потом их по кадру проецирует на маленький экран. Потом эту проекцию подсвечивает фонариками, собранными на специально придуманную «ветку», а точнее в «гроздь».

Генрих Маранджян, оператор: Вот эта лампочка, а это прибор. Этот прибор, для другого, не для нас сделан. Мы просто его приспособили.

Проекция разрисовывается красками. А затем живописные фантазии снимаются на пленку — опять же по кадру. В буквальном смысле - ручная работа. Чаще Евтеева рисует даже не кисточкой, а подушечкой пальца. Ее ученики, студенты 1 курса университета культуры в кадре рисуют тоже пальцем, правда, называют это иначе. Старшекурсники в формулировках точнее. Профессор Евтеева преподает кинодраматургию и прививает хороший вкус. С будущим преподавателем начинающие режиссеры и сценаристы познакомились на фестивале.

Дарья Худолеева, студентка 4 курса кафедры кинофото искусства Университета культуры и искусства: И она вышла, такая обычная, ни каких-то супер нарядов, в простой одежде вышла на сцену. И сказала какие-то слова. Потом пришла на лекцию, такая же простая, без какого-то высокомерия.

Евтеева успевает не только придумывать мультфильмы, преподавать, но и писать научные статьи. Она - сотрудник Института истории искусств. Тема исследования - «межвидовой синтез в кино». Каждый понедельник Евтеева с коллегами обсуждает диссертации и смотрит фильмы. Причем, находит общий язык и с теоретиками и с практиками.

Александр Поздняков, президент Петербургской Ассоциации кинопрессы: Мне кажется, что Ирина обладает талантом притягивать к себе людей. И когда она переплавляет свой талант, таланит этих людей их человеческую привлекательность и получается, штучное производство.

Штучные фильмы Евтеева рисует уже полвека. Последний — «Демон» по картинам Михаила Врубеля. В работе — «Тесей» и «Фауст». Жанр этих картин трудно определить. Критики называют их и «драматическими феериями», и «фантастическими драмами». Ирина Евтеева говорит, что это и то и другое, а точнее… авторское кино.

5-й канал "ОАО ТРК Петербург"

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100