Новости Петербурга

Генерал воздухоплавания

02:47:06, 17 марта 2006
Исполнилось 150 лет со дня рождения основателя российского военного воздухоплавания генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько.

Он родился в Петербурге в многодетной семье горного инженера в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова). В 1878 году после окончания военно-инженерного училища Кованько был направлен в саперный батальон, где вскоре стал известен своими изобретениями в минном деле. В те времена передовыми умами овладела мысль: как подняться в воздух на управляемом аппарате? Эксперименты проводились повсюду — и в России также. В 1884 году А. Ф. Можайский установил на «летательном аппарате» две паровые машины и сумел отделиться от земли, но тут же потерпел аварию.

В том же году при Главном инженерном управлении создается «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Серьезная карьера Кованько началась 15 февраля 1885 года, когда молодой подпоручик был назначен вначале временно заведующим, а затем штатным командиром вновь сформированной команды военных воздухоплавателей. Команду расквартировали в казармах артиллерийского полигона на Волковом поле в Петербурге. Сюда были доставлены три приобретенных во Франции воздушных шара. 6 октября 1885 года — дата первого крупного успеха русских воздухоплавателей: аэростат с экипажем из трех человек под командованием поручика Кованько совершил свободный пятичасовой перелет из Петербурга в Новгород, преодолев более 180 верст. Тогда же создается кадровая команда военных аэронавтов, во главе которой становится поручик Кованько. В 1890 году военно-воздухоплавательную команду реорганизовали в Учебный воздухоплавательный парк. Уже к 1896 году в Русской армии существовало пять воздухоплавательных отделений: Варшавское, Осовецкое, Ивангородское, Ковенское и Новогеоргиевское. Все они были укомплектованы специалистами, прошедшими подготовку в Учебном парке на Волковом поле. Занимался А. Кованько и научным воздухоплаванием, в частности совершил полет с известным профессором Дмитрием Менделеевым.

Полковник Р. Л. Нижевский вспоминал об этом человеке так: «С малых лет свыкшийся с воздушной стихией, чувствуя ее всей своей душой, и одаренный к тому же богатым техническим чутьем, он всегда смотрел в будущее на несколько лет вперед».

В числе заслуг Кованько организация авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы, в которой учились лучшие летчики России. Алексей Матвеевич не только руководил обучением пилотов, но и сам 80 раз пилотировал аэропланы и 4 раза приводнялся в Финский залив и Ладожское озеро. Авиационный отдел офицерской школы был преобразован в Гатчинскую авиационную школу — первое авиационное учебное заведение военного ведомства, поставлявшее квалифицированные кадры летного состава.

В период русско-японской войны Александр Кованько за храбрость, проявленную в боях, был награжден золотым Георгиевским оружием. В 1906 году он первым из русских военных воздухоплавателей был произведен в генералы.

Александр Матвеевич Кованько был еще художником, поэтом, имел неплохие музыкальные способности. Он знал несколько языков: греческий, латынь, немецкий, украинский. Он собрал коллекцию редких гравюр, иллюстрировавших развитие авиации. У генерала была редкая коллекция марок фарфора, колокольчиков. Ее в 1930-е годы семья Кованько подарила Русскому музею.

К концу первой мировой войны здоровье Александра Матвеевича ухудшилось, и он был уволен со службы (из технического комитета Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом Советской республики).

Вскоре после этого А. М. Кованько переехал в Одессу. Здесь он прожил последний год своей жизни и умер в 1919 году.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100