Новости Петербурга

Исповедник

00:37:03, 01 апреля 2006
Так называется новая книга, вышедшая в издательстве Князь-Владимирского собора. Ее автор протоиерей Владимир Сорокин, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, собрал воедино документы и разные свидетельства, рассказывающие о жизни и церковном служении Высокопреосвященного Григория, митрополита Ленинградского и Новгородского (1870 — 1955).

Книга предназначена в первую очередь для учащихся духовных школ, но несомненно представит интерес и для более широкого круга читателей: владыка Григорий (о. Николай Чуков) жил в один из самых переломных этапов в истории нашей страны.

Он был активным деятелем духовного образования в дореволюционный период, устроителем богословского просвещения в 1919 — 1928 годах, главным исполнителем планов Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия и Алексия по возрождению духовных школ в послевоенное время. И сумел сохранить верность своим идеалам, когда подобное служение могло стоить самому служителю жизни.

Так просто сегодня звучат слова — «духовное образование», «богословское просвещение», «возрождение духовных школ». Между тем за ними не просто годы искреннего и преданного служения, а непростая судьба человека, которого трижды арестовывали, дважды приговаривали к расстрелу, несколько раз лишали права учительства и служения, ссылали, репрессировали.

До 1917 года о. Николай трудился в родном Олонецком крае — был ректором Петрозаводской семинарии, работал в православном Карельском братстве, редактировал газету. Но в 1918 году семинарию закрыли, Чукова арестовали и выслали. Так он очутился в Петрограде, где начался новый этап в его жизни — Чуков стал ректором нового Богословского института. В мае 1922 года он был вновь арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен ревтрибуналом к смертной казни вместе с митрополитом Вениамином и другими заключенными. Сорок дней он отсидел в камере смертников, но затем приговор был смягчен, и через полтора года о. Николай вышел из заключения. А затем были еще аресты, приговоры, ссылка в Саратов...

Ни при каких обстоятельствах о. Николай Чуков не высказывал чувства отчаяния или обиды. И никогда не изменял своему призванию.

«Не противопоставление, а сопоставление, не противостояние, а поиск выхода из нравственного и духовного тупика, в котором оказалось в то время российское общество» — таким, по мнению автора исследования о. Владимира Сорокина, был жизненный принцип одного из светлых людей в истории нашего государства.

В 1929 году впервые не только служители культа, но и рядовые верующие стали рассматриваться как классовые враги. «Попы и сектанты, ксендзы и раввины — союзники кулака и нэпмана. Усилим борьбу с поповским дурманом!» — гласил 57-й лозунг ЦКВКП(б) к 1 мая.

О. Николай Чуков читает в 1929 году цикл проповедей на тему «Религия и нравственность» — в эти годы церковная проповедь осталась единственной возможностью духовного просвещения, и о. Николай превратил свои проповеди в беседы, а точнее — в циклы бесед. Накануне своей ссылки в Саратов (в марте 1935 года) он прочел 382-ю проповедь.

...11 июня 1930 года о. Николая арестовывают по делу организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» («дело академика Платонова»), но за недоказанностью обвинения 11 июля 1930 года освобождают из-под стражи. В тюрьме он провел больше года, но в день освобождения пришел в Николо-Богоявленский собор, настоятелем которого был уже несколько лет, и «все такой же аккуратный, сдержанный, вежливый, отслужил молебен... и начал Литургию».

В Саратов владыка был выслан «как социально опасный элемент сроком на 5 лет вместе с женой» постановлением особого совещания при НКВД СССР. После смерти матушки Валентины Дмитриевны о. Николай несколько раз получал предложение от митрополита Сергия постричься в монашество и принять сан епископа. Протоиерей Чуков решился на этот шаг только после смерти своих детей: старший сын пропал без вести на фронте в 1941-м, два других сына и дочь погибли во время блокады Ленинграда.

13 октября 1942 года в Ульяновске состоялся постриг о. Николая с наречением его именем Григорий.

Далее было служение в тяжелые военные годы и не менее трудные послевоенные. 26 мая 1944 года архиепископ Григорий был назначен на Псковскую кафедру с поручением управлять епархиями Ленинградской, Новгородской, Олонецкой и временно Вологодской, Рижской, Эстонской, Патриаршими приходами в Финляндии. А разработанная митрополитом Григорием система богословского образования просуществовала более пятидесяти лет.

Приведем в заключение отрывок из проповеди, произнесенной о. Николаем Чуковым 12/25 сентября 1929 года — накануне объявления в стране «безбожной пятилетки», когда декретом правительства объявлялось, что «к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто». Поучиться верности своим взглядам (самому себе!) всегда полезно. Тем более когда за окном — Великий Пост.

«...Не правы ли те, которые говорят, что такое или иное исповедание религии или даже вовсе отсутствие религии, отсутствие веры в человеке не имеет никакого значения для нравственного человека: для человека, особенно стоящего на известной ступени развития, одинаково возможно быть добрым во всякой религии и даже без всякой религии?..

Правда ли это?.. Если нравственность понимать только в ограниченном смысле, как отсутствие внешних грубых пороков, если быть добрым человеком значит не причинять только явного вреда другим, то есть не красть, не убивать и пр., то, конечно, можно согласиться, что не только последователь каждой религии, но и безбожник может быть добрым человеком в этом смысле слова...

Но такое понятие о нравственности будет узким и односторонним. Этим понятием, в сущности, отвергается всякая нравственность, потому что им допускаются все пороки и страсти, лишь бы они не нарушали явно и прямо прав и интересов других. Истинная нравственность должна состоять в такой настроенности душевной, когда человек уважает и исполняет нравственный закон не из-за внешних выгод и эгоистических соображений, а по доброй воле и чистой любви к добру. Но где мы найдем побуждения и силы для такой нравственности, если отторгнем ее от религии?»

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100