Новости Петербурга

«Советские» курсы открыли прием!

00:37:05, 01 апреля 2006
На фотографии Карла Буллы, относящейся к времени первой мировой войны, четырехэтажный на подвалах дом на углу Невского и Литейного проспектов кажется прямо-таки громадным, занимая почти всю площадь снимка. Первое, что бросается в глаза при его разглядывании, это протянувшаяся под окнами верхнего этажа вывеска «ФОТОГРАФИЯ ШАРЛЬ» и немного ниже — редакции двухнедельника «ФИНАНСОВОЕ ОБОЗРЕНИЕ».

В одном из юмористических рассказов А. П. Чехова провинциальный зубной лекарь, давая наставления своему более совестливому, а потому и менее удачливому коллеге относительно того, как преуспеть в избранной ими профессии, в частности, советует ему не стесняться с рекламой. Свои разглагольствования он подкрепляет следующим доводом: «Вывеска должна быть громадная, чтобы даже за городом ее видно было. Когда ты подъезжаешь к Петербургу или Москве, то прежде чем увидишь колокольни, тебе станут видны вывески зубных врачей».

Судя по всему, петербургские фотографы придерживались того же способа заявить о себе во весь голос, и, судя по обилию и размерам вывесок сих заведений, можно сделать вывод, что их услуги пользовались не меньшим спросом, чем труд дантистов. Надо сказать, что к 1910-м годам светопись (а именно таков буквальный перевод греческого слова «фотография») уже имела в северной столице более чем полувековые традиции, распространившись быстро и уверенно. Еще в октябре 1858 года журнал «Современник» не без удивления отмечал: «Между различными особенностями Петербурга бросается в глаза прежде всего множество вывесок фотографических заведений на всех больших улицах. На одном Невском проспекте их по меньшей мере до двадцати...»

Пионером в этом новом деле выступил петербургский фотограф С. Л. Левицкий. Его карьера в этом качестве началась с того, что в 1839 году он приобрел у талантливого гравера и изобретателя А. Ф. Грекова изготовленный тем дагерротипный аппарат, а через десять лет открыл на Невском проспекте в здании, на месте которого позднее построили Дом книги, портретное фотоателье.

Долгие годы оно процветало, доставив своему владельцу чрезвычайно широкую известность. В 1895-м отцовское заведение унаследовал сын покойного Л. С. Левицкий, соорудивший для него одноэтажный каменный павильон на Казанской улице, как раз перед знаменитой воронихинской решеткой. Надо сказать, место было выбрано неудачно: павильон заслонил ограду и выглядел на ее фоне совершенно чужеродным телом. Это вызвало со стороны художественной общественности немало нареканий, и впоследствии постройку снесли, что, впрочем, не умаляет заслуг отца и сына Левицких.

Не меньшей популярностью среди петербуржцев пользовалось и фотоателье А. И. Деньера, открытое им в 1851 году также на Невском проспекте. Его хозяин, выпускник Академии художеств, немало сделал для того, чтобы поднять уровень фотографического искусства на новую, более высокую ступень, чем обыкновенное копирование человеческих лиц. К концу XIX столетия в Петербурге насчитывалось уже 82 фотоателье, а в 1912 году их численность достигла 182! Рассматривая изображения Невского, сделанные к двух-сотлетнему юбилею столицы, чуть не на каждом доме видишь вывески фотографов...

На архивном снимке Невский проспект не выглядит особенно оживленным, что объясняется, скорее всего, военным лихолетьем и сравнительно ранним временем: уличные часы на правом краю фотоснимка показывают около четверти десятого, момент относительного затишья. В эту пору мастеровой и ремесленный люд уже занял свои рабочие места, а военный и чиновный еще не появился, чтобы проследовать «к должности» в многочисленных конторах и департаментах. Впрочем, нельзя исключить и того, что просто-напросто снимок был сделан в воскресное утро, когда большинство горожан еще спали.

На расположенной слева афишной тумбе удалось прочитать о кинематографических новинках, демонстрировавшихся в одном из двух самых вместительных кинематографических театров (тогда еще не употребляли слова кинотеатр), — «Пикадилли» на 800 мест, открывшемся в 1913 году и позднее переименованном в «Аврору». Совсем рядом расположен другой столь же крупный кинематограф — «Паризиана» (бывший «Октябрь»), которому не так давно вернули прежнее имя. О войне напоминает объявление о приеме на пехотные петроградские курсы с довольно непривычным для того времени наименованием «СОВЕТСКИЕ». Однако через какой-нибудь десяток лет этому слову суждено будет сделаться одним из самых употребительных...

Фотография из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100