Новости Петербурга

Реставраторы Эрмитажа "раскрывают" живописные шедевры Возрождения

17:27:14, 03 мая 2006
Реставраторы Эрмитажа "раскрывают" живописные шедевры Возрождения
Уникальная реставрационная работа специалистов Эрмитажа. Полотно Чима да Конельяно «Благовещение» посетители вскоре увидят без пяти вековых наслоений. Картину «раскрыли». Что это слово означает на языке реставраторов? Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова. В Зимнем дворце есть залы, куда не пускают посетителей. За столами идет кропотливая работа по возвращению шедеврам первоначального облика. Картины, которые готовят к выставкам, обязательно попадают в лабораторию научной реставрации станковой живописи. Из запасников музея уже принесли полотна из коллекции Семенова-Тяньшанского. Знаменитый путешественник собирал голландскую живопись 17 века. Сейчас в реставрации находится картина известного голландского художника Якоба Рейзделя. С полотна «Стадо у водопоя» сняты верхние слои лака. Для того, чтобы сделать его довыборку, необходима вот такая деревянная коробочка и пары спирта. Любая операция здесь требует терпения и времени. На некоторые этапы уходят месяцы. Из постоянной экспозиции в мастерскую взяли «Благовещение» Чима да Конельяно. Полотно венецианской школы с изображением архангела Михаила и Девы Марии реставраторы стараются «раскрыть». Так на профессиональном языке называется процесс уменьшения слоя лака и удаление грязи. Все делают под микроскопом. Любовь Ковалева — художник-реставратор государственного Эрмитажа: «Потому, что тонкий авторский слой очень тонкий, а наслоения жесткие. Их надо все время контролировать». Вот так кракелюры — трещинки красочного слоя — выглядят при увеличении. Наша школа реставрации в отличие от западной не позволяет касаться авторской живописи. Там доводят работу до такой степени, что старые полотна выглядят, как только что написанные. «Благовещение» посетители Эрмитажа вскоре увидят без пяти вековых наслоений. Пока для сравнения реставраторами оставлены нерасчищенные участки. Работа осложнена еще тем, что первоначально картина была написана на дереве, а после переведена на холст. В России живопись стали реставрировать во второй половине 18 века, когда необходимо было спасать работы кисти мастеров Возрождения. Александр Кузнецов — заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: «Это один из первых переводов в России. „Христос и Фарисей“ эта вещь называется. Здесь живопись переведена с дерева на медь, к сожалению, мне её не поднять». «Бегство в Египет» Тициана в реставрации уже несколько лет. За это время полотно прошло рентген, было просвечено ультрафиолетом и инфракрасными лучами. Так, можно не только узнать степень повреждения авторского слоя, но и понять, как восстанавливали картину ранее. Благодаря детальному изучению, открылись изменения, сделанные самим Тицианом. И выяснилось, что знаменитый венецианец отрезал холсты для своих работ от того же рулона материи, что и его учитель Джорджоне. Такие тайны старых мастеров в петербургской лаборатории открывают, следуя научному принципу реставрации: действуй не из простого любопытства, а ради сохранности шедевров для следующих поколений.

НТВ - Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100