Новости Петербурга

По Северной Венеции

04:22:01, 05 мая 2006
О водных прогулках накануне высокого туристского сезона
Эмма БЕЛЕНКОВА

Быстроходные «метеоры» и катера, теплоходы и совсем мелкие суденышки дождались свободной воды в акватории Невы и каналах и уже принимают на свои борта пассажиров. Самое время поговорить о готовности маломерного флота к навигации и особенностях нынешнего туристского сезона.

Отстояли причалы

— Наконец-то завершилась наша борьба, связанная с получением спусков к воде и участков набережных в долгосрочную аренду, — говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев. — В прошлые годы причалами управлял «Мостотрест». С весны 2004-го эти полномочия были переданы КУГИ. И каждый год надо было заключать договоры аренды. Эта процедура не только отнимала много времени и сил. Судовладелец не был уверен, что получит право работать на старом месте, что, конечно, не способствовало развитию бизнеса.

Сегодня в семи районах города компании получают 68 спусков. Договоры аренды заключаются на три года с последующей пролонгацией. Пришлось согласиться на двойное увеличение арендной платы. Правда, договорились с городской администрацией, что в течение трех лет арендная плата подниматься не будет.

Теперь можно строить дополнительные дебаркадеры и сосредоточить свои усилия на развитии сервисных услуг без дополнительных поборов со стороны других организаций. По уровню цен на воде Россия приближается к Европе, чего не скажешь об уровне сервиса. Вот эти «ножницы» надо исправить. Улучшение в обслуживании пассажир должен почувствовать если не с начала этой навигации, то в самое ближайшее время.

Пассажир не подведет?

— В прошлом сезоне, — продолжает Евгений Зубарев, — услугами малого флота воспользовались 1 млн 840 тысяч туристов и жителей города, что на 35% больше по сравнению с 2004 годом. И это, заметим, на фоне падения общего туристического потока.

Какой прогноз на сезон нынешний?

— В нашем деле много от Всевышнего зависит, но погоду обещают хорошую, жаркую. В любом случае могу гарантировать рост объема перевозок на 20% только за счет увеличения числа судов, — уверен г-н Зубарев. — В 2003 году в нашу ассоциацию входили шесть компаний, имеющих 68 судов, а сегодня — 17 компаний и 210 судов. В этом сезоне ожидается пополнение на 12 — 15 единиц. Четыре компании строят новые суда, которые будут работать на каналах.

Программа «Городской водный автобус», по его признанию, пока идет плохо. В прошлом году на четырех экскурсионных маршрутах перевезли 53 тысячи пассажиров. Это очень мало. Чтобы работать с прибылью, надо перевозить 110 — 120 тысяч. Но «автобус» будет сохранен, и цены на билеты, скорее всего, останутся прежними: «Постараемся увеличить объемы перевозок. В целом же цены на билеты если вырастут, то незначительно. Удержать их на прошлогоднем уровне тяжело из-за резкого скачка цен на топливо».

ГИМС вписалась в вертикаль

— В разгар сезона движение на каналах очень интенсивное, — президент ассоциации подходит к больной теме. — А вопросы безопасности судоходства на реках и каналах сегодня фактически никто не регулирует. Уже полтора года длится процесс реорганизации министерства транспорта, в результате которого Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС) теперь подчиняется МЧС. В свое время город создавал эту организацию, снабжал катерами, прочим имуществом, а теперь все оперативные вопросы безопасности судоходства замыкаются на Москву.

Мы обращались через Морской совет при губернаторе, чтобы руководство города добилось двойного подчинения ГИМС. И руководству МЧС, и городской администрации. На некоторых каналах очень крутые повороты. Надо устанавливать семафоры, дополнительные знаки приоритетного движения. На все это требуются не такие уж большие деньги. Но нет структуры, которая всем этим должна заниматься!

«Метеор» не маршрутка

— В текущем сезоне, — пообещал Евгений Зубарев, — будут открыты два-три новых экскурсионных маршрута. Кроме того, мы предлагаем возобновить скоростную линию Кронштадт — Санкт-Петербург, чтобы облегчить положение жителей острова. Насколько я знаю, там люди стоят в очереди на маршрутки по 35 — 40 минут. Вместимость «Метеора» — 150 человек. Из Кронштадта до центра города пассажир сможет добраться за 30 — 35 минут. В ассоциации 22 «метеора». И 4 мы могли бы свободно поставить на такую линию.

Но возить жителей Кронштадта, а среди них много пассажиров льготных категорий, по коммерческой цене нереально. Мы городу предлагаем этот маршрут дотировать по типу сегодняшней переправы Кронштадт — Ломоносов. Со своей стороны судоходные компании готовы работать на этом маршруте по себестоимости.

В ближайшей перспективе точкой повышенного туристического спроса, конечно, будет так называемый «Морской фасад». Там ожидается порядка 7 — 9 тысяч туристов в день. С морской набережной Васильевского острова людей по воде можно переправлять в исторический центр, в Петергоф, в Кронштадт. Вот почему решено наряду с крупнотоннажными пассажирскими причалами построить здесь несколько причалов для швартовки маломерного флота.

Институт «Ленгипроречтранс» работает над проектом перспективного развития водного туризма в целом в нашем регионе. Уже готовы черновые предложения, в том числе и по «Балтийской жемчужине». Надо четко представлять, в том числе и судоходным компаниям, как с учетом богатого зарубежного опыта в области водного туризма мы будем развиваться дальше.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100