Новости Петербурга

Ювелир пытается отстаивать свои авторские права

20:37:39, 06 мая 2006
Ювелир пытается отстаивать свои авторские права
Может ли быть авторским массовое производство? Ювелир из Петербурга пытается доказать, что может. Свои авторские права у крупнейшего в городе ювелирного производства он намерен отстаивать в суде. Репортаж корреспондента НТВ Николая Никитина. Это первое в ювелирной промышленности судебное разбирательство между художником и предприятием по поводу соблюдения авторских прав. Поэтому нет ни разработанной законодательной базы, ни опыта ведения таких процессов и всё чаще можно услышать: «А эксперты кто?» Алексей Начинкин, адвокат: «У нас нет лицензированных организаций, которые могут проводить подобные экспертизы. Это можно сделать лишь только на художественных советах различных фабрик или в Совете художников» Требуемая компенсация впечатляет даже судей: более 300 миллионов рублей. Сумма сопоставимая с годовым оборотом ответчика. Истец Харитонов насчитал двадцать пять фактов нарушений, плюс моральный вред, который, как указано в иске, «выразился в нравственных страданиях и душевной боли». Ремир Харитонов, художник: «Ни один завод на всей территории России не платит авторских прав. Но принято у нас обижать. Художника каждый может обидеть — вот и обижают». Художник работал на Ленинградской ювелирной фабрике сорок лет назад. Тогда нарисовал эскизы, по ним сделали браслеты, правопреемник фабрики их продолжал выпускать. Менялось руководство, формы собственности. И откуда угодно ждали иск, только не из прошлого. «Русские самоцветы» признают права Харитонова, правда, лишь на рисунки. Но, по заявлению главного технолога, фабрика выпускает не рисунки, а украшения массового спроса. Одного автора тут быть не может. Дмитрий Николаенко, главный технолог: «Конечно, нет, это понятно, это конвеерное производство. Это как „Опель“ собирает свою машину. Ну, какое там авторство? Это инженеринг и больше ничего». Верстаки в соседних помещениях одинаковые, но работа принципиально разная. Харитоновские браслеты собирают из штампованных деталей по чертежам, которые делали в КБ. Штучные изделия — по рисункам других художников. И это не условное разделение труда. В одной комнате сидят рабочие, в другой — ювелиры-модельеры, в одной исполнители — в другой творцы. Вот собственно яблоко, точнее браслет раздора — серийное изделие предприятия. Исход тяжбы, которая и без того длится почти три года, зависит от того, признает ли суд эти перекрестия решениями художественными или все-таки конструкторскими. Александр Галкин, заместитель генерального директора предприятия: «Разница в том, что есть понятие, что это эксклюзивное изделие — именно они являются авторскими. Каждое изделие имеет свое имя — имя автора. А есть изделия, которые изготовляются промышленным способом, в изготовлении их принимает участие большой коллектив и роль художника здесь зачастую ограничивается лишь идеей, замыслом, которые не являются объектом авторского права» Это уже даже и не судебное разбирательство, а столкновение систем взглядов, парадигм. Может ли массовое производство быть авторским? Цена, в общем-то, философского вопроса так высоко еще не поднималась.

НТВ - Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100