Новости Петербурга

Студенческая школа для беженцев

02:32:02, 20 мая 2006
Недавно мы рассказывали о замечательном ленинградском педагоге Николае Павловиче Галицком. Как уже говорилось, в 1920 — 1926 годах он учился в педагогическом техникуме имени Ушинского (бывшей Земской учительской семинарии), находившемся в Петрограде, в рабочем городке Сан-Галли на Петровском острове.
В домашнем архиве дочери Н. П. Галицкого Натальи Николаевны сохранились уникальные, никогда не публиковавшиеся, воспоминания отца, посвященные годам его учебы в педагогическом техникуме. Они датированы ноябрем 1983 года и озаглавлены «Как я стал учителем». Воспоминания достаточно обширные и едва ли смогут уместиться на газетной полосе, поэтому мы извлекли из них весьма любопытный эпизод, ярко характеризующий быт Петрограда начала 1920-х годов.

Как вспоминал Галицкий, литературу в их классе преподавал видный критик, знаток творчества Достоевского Александр Леонидович Слонимский — брат известного писателя. Под впечатлением романа «Преступление и наказание» у группы студентов возникла мысль пройти по следам героев книги. Однако получилось так, что эта экскурсия имела неожиданные последствия.

Проходя по Сенной площади, возле здания бывшей гауптвахты студенты увидели группу подростков, которые что-то продавали и о чем-то спорили. Самое удивительное, что разговаривали они между собой на немецком языке. Подростки оказались беженцами из голодающего Поволжья. Обитали они на Гончарной улице у Московского вокзала.

«В один из следующих дней мы побывали у подростков, — вспоминал Николай Галицкий. — Жили они с родителями в большой казарме. Семьи были разделены различного цвета и высоты занавесками. После посещения общежития у нас возникла идея: организовать для детей и подростков школу».

Чтобы выделить уголок для классов, в казарме произвели «уплотнение». По списку учеников оказалось сорок два. Студенты обратились к заведующей Отделом социального воспитания Князевой, которая к идее создания школы отнеслась с пониманием и бесплатно выделила учебники, тетради, чернила, ручки и карандаши, а также обязала директора соседней школы выделить парты, две классные доски, два стола и два стула.

Было решено организовать двухкомплектную школу, чтобы в ней работали два студента-учителя одновременно. С помощью преподавателей техникума был рассмотрен и утвержден учебный план школы. Студенты давали уроки в школе на Гончарной два раза в неделю. Заведующим школой выбрали Андрея Шаркова (впоследствии — известный ленинградский педагог, создатель и первый директор школы в Зеленогорске), завучем стал Николай Галицкий. Поскольку школа находилась довольно далеко от педагогического техникума, а на трамвай у студентов-учителей денег не было, снова помогла Князева, которая выделила на каждый месяц талоны на проезд в трамвае.

Занятия начались в октябре 1922 года. «Ученики оказались очень старательными, внимательными на уроках и аккуратными при выполнении домашних заданий, — вспоминал Николай Галицкий. — Со многими из них сложились доброжелательные отношения. Часто после уроков мы беседовали с ними об их горестях и бедах и как могли помогали им... Раз в месяц мы знакомили учеников с городом, побывали в Музее революции, в Русском музее. К ноябрьским дням мы вручили школе красный флаг, который всегда стоял в переднем углу класса».

В мае 1923 года немцы уезжали к себе в Поволжье, поэтому в первых числах мая занятия в школе закончились. В праздник 1 мая студенты педтехникума с учениками школы участвовали в демонстрации и прошли по Дворцовой площади (тогда — площади Урицкого). После демонстрации родители учеников устроили праздничное чаепитие.

«Судьбу нашего красного флага мы решили так: его аккуратно разрезали на кусочки продолговатой формы по числу учеников и учителей и раздали ученикам на память маленькие красные флаги, — вспоминал Николай Галицкий. — У меня долго хранился этот красный небольшой флаг, он пропал во время блокады... В начале мая на перроне Московского вокзала мы простились со своими дорогими учениками. Мне было тогда 18 лет. Так случайная встреча с подростками на Сенном рынке и организация школы, работа в ней учителем стала решающим стимулом в выборе мной профессии учителя...»

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100