Новости Петербурга

Бизнесу требуются новые рекруты

15:52:46, 13 июня 2006
Бизнесу требуются новые рекруты
За год рынок рекрутинговых услуг вырос примерно на 25-30%. Компаниям становится все сложнее найти нужных специалистов на свободном рынке, да и сами кандидаты, особенно топ-менеджеры, стремятся искать работу через специализированные агентства.


Полмиллиона в свободном полете
По последним данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, в течение года около 500 тыс. петербуржцев меняют работу. При этом, по мнению экспертов рынка, только 2-3% всех вакансий закрывается при помощи рекрутинговых агентств. Так, по информации Ассоциации консультантов по подбору персонала по Северо-Западу, в 2005 году рекрутеры заполнили от 7,5 тыс. до 9 тыс. позиций. При объеме рынка в $15-17 млн годовой оборот крупных агентств составил $500-700 тыс. Но это далеко не предел. Влияние рекрутеров, по их собственным оценкам, стремительно возрастает. "В последние два-три года рынок рекрутинговых услуг стабильно увеличивается на 20-25 процентов ежегодно", -- утверждает региональный директор рекрутингового агентства Kelly Services по Северо-Западу Алексей Зеленцов.
Гонорар, который работодатель платит агентству за подбор кандидата, обычно зависит от уровня вакансии. "Если агентство подбирает топ-менеджера, то стоимость услуги варьируется от 30 до 40 процентов годового дохода такого специалиста. Если речь идет о менеджере среднего звена -- то это 20-25 процентов годового дохода; стоимость подбора узко- и низкоквалифицированного персонала -- от 18 процентов годового дохода и ниже", -- уточняет господин Зеленцов. "В стоимость услуг агентства входят сбор резюме, предварительный отбор, организация интервью, гарантийные условия, в случае если кандидат не пройдет испытательный срок. Может также входить проверка сведений, которые предоставляет о себе кандидат", -- отмечает менеджер по персоналу JT International Филипп Рыбаков.
Число игроков имеет значение
Родиной рекрутинга считаются США. В первые годы после Второй мировой войны бурное развитие национальной экономики в Соединенных Штатах привело к повышению спроса на рабочие руки. Отделы по персоналу крупных компаний перестали справляться с валом работы, и рекрутинг постепенно превратился в отдельный бизнес. В Петербурге и на Северо-Западе первые рекрутеры появились в начале 1990-х годов, когда на местный рынок начали выходить крупные иностранные компании (Pepsi-Cola, Coca-Cola, Dirol и пр.), которые десятилетиями подбирали персонал через рекрутинговые агентства и не собирались менять корпоративные стандарты. Эти инвесторы привели с собой и ряд крупных участников мирового рынка рекрутинга. "Kelly Services является международной, и у нас есть так называемые корпоративные клиенты, это компании, с которыми мы работаем во всем мире. Естественно, когда такая компания открывает свое представительство в Санкт-Петербурге, она обращаются к нам за подбором персонала", -- говорит Алексей Зеленцов.
До середины 1990-х годов услугами рекрутеров пользовались исключительно западные компании. Сегодня среди клиентов кадровых агентств все больше российских предприятий. За последние пять лет доля российских компаний выросла с 10% до 50%, отмечают рекрутеры. Это связано с развитием экономики региона, расширением бизнеса уже существующих компаний и появлением новых инвестпроектов. Для их успешной реализации важны качественные кадровые решения. "Руководители российского бизнеса стали уделять внимание проблемам мотивации персонала, выстраиванию кадровой политики. Эти функции передаются менеджеру по персоналу внутри компании. А подбор персонала все чаще поручается кадровым агентствам", -- отмечает руководитель отдела рекрутмента компании "Анкор" Оксана Почтивая.
И все-таки, несмотря на бурное развитие, сегодняшнее состояние рынка рекрутмента иначе как зачаточным не назовешь. Об этом свидетельствует как неимоверное количество игроков, так и общий невысокий уровень качества услуг, которые они предлагают. Число компаний по подбору персонала неуклонно растет. Точная цифра неизвестна, но, по некоторым данным, в Петербурге сегодня функционирует примерно 150-180 таких агентств. Это связано с тем, что цена выхода на рынок услуг по подбору персонала относительно невелика: для открытия агентства требуется только минимальная база соискателей и знание рынка, на котором оно собирается работать. При этом серьезных, стабильно работающих агентств в Петербурге не более 35-40.
Не вдаваясь в подробности
Как правило, работодатель обращается в агентство по найму в нескольких ситуациях. Во-первых, когда требуется найти большое количество кадров, а соответствующее подразделение фирмы не справляется с объемами работы. "Обычно мы обращаемся за помощью к рекрутерам, когда в отделе кадров не хватает людей, способных заниматься наймом, или при недостатке времени на самостоятельный подбор персонала", -- рассказывает директор по персоналу ЗАО "М-Индустрия" Наталья Ляхович. Такого же мнения придерживаются в отделе по персоналу JT International. "Через агентства мы заполняем около 90 процентов наших вакансий, разгружая тем самым отдел HR компании. Однако все равно существует ряд специфических позиций, где они не могут нам помочь в силу разных причин", -- говорит господин Рыбаков. Другой случай -- региональная экспансия компании, когда директору по развитию приходится одновременно выстраивать работу с клиентами. В такой ситуации фирмы часто передают функцию формирования штата знающим местный рынок рекрутерам. Например, так сделала компания Ford, когда открывала завод в Ленинградской области. Руководство предприятия занималось поиском сотрудников рабочих специальностей через областные центры занятости, а всех остальных специалистов -- через рекрутинговые агентства.
Работодатели отмечают, что работа с агентствами имеет как плюсы, так и минусы. "Обращение в агентство гарантирует, что подбором вашего персонала займутся профессионально, а это экономит время HR-отдела компании. Кроме того, эти фирмы работают с большими базами данных кандидатов", -- считает госпожа Ляхович. "Среди минусов стоит отметить то, что специалисты агентства редко имеют представление о специфике бизнеса компании, особенностях ее корпоративной культуры, личных особенностях руководителей, под чьим началом предстоит работать нанимаемому сотруднику. Шаблонность договоров не учитывает особенностей каждого конкретного поиска", -- говорит Наталия Смирнова, директор по персоналу ПО "Ленстройматериалы".
Самые востребованные
Острая нехватка кадров сегодня отмечается в самых разных областях. "В секторе FMCG (потребительские товары) это связано с тем, что крупные компании последнее время активно выходят в регионы, в небольшие города, где подобрать кого-то очень сложно. Кроме того, в России на порядок меньше людей с профильным бизнес-образованием, чем в тех же Соединенных Штатах или в любой европейской стране", -- считает Филипп Рыбаков. Наиболее востребованными сегодня являются специалисты в области продаж, финансисты и администраторы. Участники рынка отмечают также рост спроса на работников гостиничного и ресторанного бизнеса и специалистов в области IT. В последнее время в связи с активным развитием производства рекрутеры обращают внимание и на технических специалистов. "Хуже всего на рынке труда дело обстоит с рабочими специальностями, чья подготовительная база была практически разрушена в конце 1980-х годов. Заводы перестали поддерживать ПТУ и техникумы, да и престижность профессии сильно пострадала. А в результате последние 15-20 лет в стране не готовили должным образом токарей, слесарей", -- говорят в компании JT International.
Результатом острой нехватки кадров на рынке труда становится появление специальных образовательных проектов и программ, которые инициируют сами работодатели. Например, JT International в Петербурге уже несколько лет сотрудничает с Университетом экономики и финансов. "В рамках проекта обычно участвуют от восьми до двенадцати человек, студенты третьего, четвертого и пятого курсов, которые работают у нас полный рабочий день, многие потом остаются на условиях part time. В результате каждый год со стажировки к нам на работу приходит шесть-восемь человек. Причем это уже подготовленные, проверенные сотрудники, которых не нужно вводить в курс дела, тратить время на их дополнительную подготовку и т. д.", -- уверен Филипп Рыбаков, менеджер по персоналу JT International. В компании Danone также сотрудничают со студентами нескольких московских вузов, заранее готовя себе кадры. "Обычно мы привлекаем студентов на должности в финансовых, юридических направлениях компании, в отделы продаж и маркетинга. Однако в целом в настоящее время ощущается нехватка технического образования: производство, закупки, логистика и поставки", -- говорит Жан-Кристоф Лаже, HR-директор Danone.
МАРИЯ ШЕВЧЕНКО

Коммерсантъ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100