Новости Петербурга

Люстрам Филармонии возвращают былой блеск и декор

16:17:03, 15 сентября 2006
Люстрам Филармонии возвращают былой блеск и декор
Реставраторы Большого зала Филармонии приступили к самому ответственному этапу работ — восстановлению люстр. Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова. В реставрационной мастерской около Иоановского монастыря буквально рябит в глазах от позолоты. Металл блестит так, как будто это не золоченая латунь, а настоящее золото. Мастера уже два месяца трудятся над одним заказом — люстрами Большого зала Филармонии. В барабане парадных светильников концертного зала до реставрации была старая проводка и потемневшая от времени латунь. После тщательной чистки все заблестело. Владимир Быстров, начальник реставрационной мастерской: «Детали от большой люстры находятся в центре зала. Это большой, средний и малый обода. Все отмытое было в очень плохом состоянии». Легкой эту работу реставраторы не считают. Все необходимо очистить от грязи и пыли таким образом, чтобы не повредить позолоту. Делается это с помощью раствора детского мыла и нашатырного спирта. Золочение было выполнено еще дедовским методом по ртутной технологии. Ядовитые пары унесли в могилу немало золотых дел мастеров, поэтому сегодня эта позолота вызывает особое уважение. Интересно, что сборщики люстр в 30-х годах XIX века оставляли на изделиях специальные знаки, своеобразное послание своим последователям. Илья Аксенов, мастер: «Здесь есть старые метки точечки, дырочки, звездочки. Каждая реставрация оставляет свой след на люстре». По таким дырочкам, насечкам, цифрам или звездочкам можно легко разобраться в конструкции старинных светильников. Каждая из восьми люстр рассчитана на 86 ламп. До революции использовали столько же свечей. Кроме того мастерам придется исправлять некачественную реставрацию 20-летней давности, когда утраты крепили с помощью грубых винтов и гаек. Теперь отломанные завитушки, отлитые заново, будут приваривать к историческим частям. Один из элементов люстры Большого зала Филармонии называется потолочник. Т.е. зрители вряд ли увидят все детали реставрации. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что нынешняя работа сделана на совесть. Мастера заменят электрическую проводку, которой уже более полувека. И придадут люстрам привычный для зрителей вид. До революции светильники были намного тяжелее. Во времена тотальных государственных распродаж антиквариата с каждой через одну были сняты хрустальные нити. В этих самых отверстиях крепились латунные детали с вставкой из красного хрусталя. Такой хрусталь варился по особому рецепту с добавлением высокопробного золота. Все исчезло в 30-х годах XX века. Малые люстры на хорах были сделаны несколько десятилетий назад. Подлинные 16 штук при загадочных обстоятельствах пропали во время предыдущих реставраций. Сегодня мастера, восстанавливая старые люстры, жалеют лишь об одном: что пока нет возможности повторить редкие элементы декора. Красный хрусталь, наверное, и не нужен филармоническому залу, но он мог бы лишний раз напомнить о роскоши здания, в котором собирались лучшие дворянские фамилии России.

НТВ - Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100