Новости Петербурга

Русские эмигранты возрождают православный храм

19:07:11, 18 октября 2006
Русские эмигранты возрождают православный  храм
В столице Франции реставрируют Свято-Сергиевское подворье. Уникальный центр православной культуры был основан русскими эмигрантами 82 года назад на месте бывшей лютеранской церкви. Тогда кирха, выстроенная в романо-готическом стиле, преобразилась в православный храм. Появилось резное крыльцо, прекрасный старообрядческий иконостас и царские врата XV века, специально привезенные из России. Сегодня как и почти 100 лет назад подворье нуждается в помощи России: не хватает денег на реставрационные работы. Из Парижа специальный репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова. На обустройство этого храма в 20-х годах прошлого века буквально по крохам собирала деньги русская эмиграция. Роспись Свято-Сергиевского подворья была поручена выпускнику петербургской Академии художеств мироискусснику Дмитрию Стеллецкому. Живописный образ старой Руси возникает в парижских дворах неожиданно, словно ностальгическое видение, как и хотели эмигранты. То, как работал Стеллецкий, помнит Николай Осоргин. Сегодня он как и его отец — писатель-эмигрант, занимается благоустройством подворья. Николай Осоргин, регент Свято-Сергиевского подворья в Париже: «Он был большим специалистом и работал даром, однажды сказав: «Дайте мне кровать и стол, а я буду все делать». Подобный храм — единственный в Западной Европе. Его росписи копируют образцы древнерусских церквей и монастырей. Наверное, поэтому в обители проводят специальные экскурсии. Живущей во Франции петербурженке Ренате Мусиной пришлось стать специалистом по Стеллецкому и староцерковным росписям. Рената Мусина-Клавьер, искусствовед: «Роспись храма начинается непосредственно на лестнице. Здесь своеобразное напоминание о Византийских веках православия. Святые как бы подводят к истории русской церкви, которая раскроется внутри храма». Росписи под святыми в виде полотенец с клеймами повторяют фрески Ферапонтова монастыря. В притворе Стеллецкий создал орнаменты сродни ярославскому стилю допетровского времени. Художник зарисовывал убранство церквей еще до революции во время путешествия по Северу России. Дмитрий Стеллецкий, переделывая здание старой протестантской церкви, не мог обойтись без куполов. Но он их написал внутри, на одной из стен храма. Краски сегодня еле проступают из-за копоти. Но реставраторы надеются расчистить уникальную живопись до первоначального авторского слоя. Сегодня росписи выглядят так, как будто им несколько сотен лет. Храм давно нуждался в реставрации. Самый сложный этап — расчистка закопченных потолочных росписей. К сожалению, долгое время здесь жгли самодельные свечи. В реставрации нуждается и иконостас. Из-за особенностей пространства здесь установлен старообрядческий иконостас, которому не нужен высокий свод. Архимандрит Иов, декан богословского института Свято-Сергиевского подворья в Париже: «Когда ему пришлось расписывать наш храм, он избрал старинную русскую традицию. После него продолжалось развитие и возрождение канонической традиционной иконописи». Стеллецкий по сути дал толчок к развитию иконописи на Западе. Хотя он был не иконописцем, а высококлассным художником. Сегодня храм — это не только приход, но и памятник архитектуры, где живописец смог под русской стариной скрыть романо-готический стиль. В России осталось лишь несколько работ Стеллецкого в Русском музее. В своем храме, как и на картине, Стеллецкий оставил авторскую подпись, за алтарем на обратной стороне одной икон можно увидеть дату начала и окончания работ. Парижское Свято-Сергиевское подворье — своеобразная экспозиция художника-эмигранта. Сохранить ее надеются не только на средства прихожан, но и на помощь из России.

НТВ - Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100