Новости Петербурга

Прогулка губернатора: два завода и яма

15:27:03, 10 декабря 2006
Ошарашив Петербург новостью об обращении к президенту России с вопросом о доверии, спустя всего несколько дней после этого губернатор Петербурга с двойной энергией продолжила выполнение своих непосредственных обязанностей. Решив, что она не будет возглавлять список «Единой России» на выборах в ЗакС и не даст на «заклание» ни одного из членов правительства, Валентина Матвиенко совершила традиционный рейд по городским объектам. На этот раз в поле зрения главы города попали два будущих японских автомобильных завода и многострадальная яма у Московского вокзала. Без разбитых чашек, самопального «надземного экспресса» и раздумий о политике не обошлось.

«Приготовлено по-японски» и подарки к Новому году

Расположившийся на болотах в районе Каменки будущий завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» с утра собрал у своих ворот целую толпу высокопоставленных чиновников. Но любоваться пока было нечем – на площадке завершается лишь инженерная подготовка. А само строительство начнется только в мае 2007-го года. Так что, оказавшись на пустынной местности, прибывшие любовались елочками, которые позже были подарены компанией детским садикам и соцучреждениям Выборгского района, и с интересом расспрашивали друг у друга, в какой стороне Петербург, где КАД и будущий ЗСД. А так как по дороге из Смольного добрая половина визитеров спала, то мнения по этому вопросу расходились. В ожидании главы города чиновники рассказывали анекдоты, депутаты занимались любительской фотосъемкой, а журналисты по традиции напали на утренний кофе.

Ясность появилась с прибытием губернатора. Послушав доклад чиновников о предполагаемых работах на территории, она как всегда спросила о главном у представителей компании: какая машина будет спущена с конвейера первой. Этот вопрос застал производителей врасплох. Прилетев на губернаторский объезд из Лондона, вице-президент компании Колин Джон смог сообщить лишь то, что сейчас рассматриваются четыре варианта автомобилей. А вот какая модель будет спущена с конвейер, сказать смогли, хотя известно, что первый автомобиль на заводе появится в конце 2008-го года.

-Я каждую неделю езжу на объезды, мы вас будем вызывать из Лондона...раз в две недели, - предупредила губернатор заморского бизнесмена, ей, видимо, все же очень сильно хотелось получить ответ на свой вопрос как можно быстрее.

А председатель Комитета по энергетике Александр Бобров уже докладывал о планах по прокладке инженерных коммуникаций. Вода на участке по временной схеме будет подана уже с первого января 2007-го года, три кабеля на 3 МВатт будут протянуты от Северной ТЭЦ, еще столько же будет проложено позже, местные свалки будут рекультивированы, а «Ниссан» оплатит подключение к сетям на 109 миллионов рублей.
-Водоснабжение по постоянной схеме будет налажено к первому февраля 2008-го года,- сообщил Бобров, добавив, - это будет самое сложное.

Глава «Водоканала» Феликс Кармазинов, по всей видимости, чувствовал, что зайдет речь про воду. За час до доклада у него прямо в руках напополам треснула чашка с кофе. «Это на счастье», - говорили одни. «Это у вас энергетика такая», - предполагали другие. А все оказалось, если верить Боброву, гораздо сложнее.

К самой компании у города претензий никаких нет. Инвестиции в проект составят 200 миллионов долларов, на заводе будет работать 750 человек. Планируемый объем производства - 50 000 автомобилей в год. Условия подписанного 13 июня в рамках экономического форума Меморандума о взаимопонимании с Петербургом компания выполняет и просит немного: урегулировать местный закон о налоговых льготах и построить прямую дорогу до станции метро «Комендантский проспект». Если с первым еще не все понятно: представители японской компании увидели в законе норму, по которой они не смогут пользоваться налоговыми льготами для стратегических инвесторов. То со вторым все гораздо проще: дорогу и так планировали проложить. Так что, получив в дар 300 елок для детей Выборгского района, правительственная делегация помчалась по новенькому восточному полукольцу КАД на другой конец города. К конкурентам «Ниссана» - японской автомобильной компании - «Тойота мотор Мануфэкчуринг Россия».

Здесь, в Шушарах-2 болото было еще полтора года назад. А сейчас на территории практически завершено возведение производственных цехов, в начале марта 2007 года начнется монтаж оборудования, а в конце декабря уже будет спущен первый автомобиль. Согласно планам, первый конвейер завода заработает в декабре 2007-го. Объем инвестиций в проект составит 4 миллиарда рублей. Планируемая мощность завода – 50 тысяч автомобилей в год. На первоначальном этапе «Тойота» будет выпускать 20 тысяч автомобилей. Штат предприятия составит 600 человек. Для разминки завод будет производить одну из самых популярных моделей автомобиля «Тойота» – Toyota Camry. Так что здесь гадать о том, какой марки будет первое творение компании, не приходится. Хотя, может быть, это будут машины скорой помощи? Ведь не зря компания тут же по приезду делегации передала в дар городу (к Новому году) два «медицинских», по-современному оборудованных, автомобиля, произведенные специально для Петербурга? Две «скорых» будут служить тоже на разных концах города: один в Выборгском районе, другой – в Пушкине.

Чиновники придумали "надземный экспресс"

Хорошие впечатления от посещения крупных инвестиционных проектов сменились проблемными. Раз в десятый за последние годы журналисты увидели яму у Московского вокзала. Путь до нее лежал непростой. Так как в центр города КАДа еще не построено, то делегация на бешеных скоростях самыми, что ни на есть, обходными путями направилась в центр. Пройдя полпути по Московскому проспекту, пара автобусов и вереница машин сопровождения рванула на трамвайные пути.

- Мы выполняем наказ депутата Гуляева – не перекрывать движение транспорта по городу, - тут же сказал один из чиновников.

- А что тут такого? Никто правил не нарушает, - вторила публика.

- Надземный экспресс! - ликовали журналисты, - теперь мы знаем, как он выглядит!

- Трамваю сдать вправо! - под аплодисменты пародировала публика машину сопровождения, обгоняющую впереди трамвай по встречным рельсам.

- А принцип на самом деле такой и есть, - позже разъяснил председатель Комитета по инвестициям Максим Соколов, - движение по выделенной линии.

Повторить маневр на Лиговском проспекте (из-за качества трамвайных путей) делегация уже не решилась. И, пролетев два красных и задержавшись на зеленом светофорах, успешно доехала до «ямы». Как позже отметила губернатор, со сложной и «криминальной» историей. Это про яму, а не про поездку по рельсам.

За три года, как оказалось, городу удалось распутать все узлы этой истории и заняться делом: спроектировать торгово-развлекательный комплекс, у которого не утверждено только фасадное решение, и окунуться в новые проблемы с РЖД. Хотя, как напомнила губернатор, эта территория вообще к городу имеет лишь косвенное отношение: решать все текущие проблемы должны федеральные органы. Только – только город смог «отбиться» от 20 миллионов долларов по иску Министерства финансов, как РЖД потребовала часть территории под свои нужды. Инвестор - ООО «Строительная компания «Бриз» - ничего отдавать не хочет. Только сейчас здесь начали строительство торгово-развлекательного комплекса, который должен появиться во второй половине 2009 года. СК «Бриз» собирается возвести в центре города четырехэтажный торговый центр общей площадью 220 тысяч квадратных метров. Причем 90 тысяч из них проектировщики запланировали разместить под землей. В торговом центре инвесторы хотят поместить гипермаркет, универмаг, около десятка небольших магазинов, рестораны, кафе, кинотеатры и подземную трехуровневую парковку на 2,4 тысячи мест.

Между тем, ОАО "Российские железные дороги" разрабатывает инвестиционный проект реорганизации принадлежащей ему промышленной территории промзоны Московская-Товарная. Участок площадью 24 гектаров в центре Санкт-Петербурга предполагается использовать под площадку для приема скоростных поездов, а также коммерческую застройку. Под прием скоростных поездов и может быть отдана часть «ямы» у Московского вокзала. Споры между «Бризом» и «РЖД» призвана разрешить рабочая группа. Ее предложения будут готовы к концу следующей недели. А компромиссное решение должно быть найдено к концу года.

Напомним, что, пожалуй, самый дорогой котлован в мире, где в конце прошлого века было «зарыто» более 90 миллионов долларов, образовался у Московского вокзала после заморозки проекта строительства высокоскоростной магистрали. РАО «ВСМ», занимавшееся проектом, обанкротилось – по его долгам вынуждено было расплатиться государство, взыскав в свою пользу все его имущество, включая «незавершенку».

Вагончик тронется, а спор останется

Как ни хороши японские компании, как бы близко ни находилось разрешение ситуации с ямами и кочками, без политики этот объезд обойтись не мог. Ведь только накануне полпред президента по СЗФО Илья Клебанов завершил все необходимые консультации в ЗакСе по вопросу о доверии президента губернатору и заявил о ее категоричном мнении не возглавлять список «Единой России» на выборах. А так как еще неделю назад глава города заявила о том, что ей никто таких предложений не делал, и вообще она – не член партии, то всем не терпелось узнать: правильно ли общественность поняла слова полпреда, и точно ли сам Илья Клебанов понял позицию Валентины Матвиенко... Оказалось, все верно. Валентина Матвиенко поддерживает партию «Единая Россия», потому что за три года работы в городе при поддержке депутатов ЗакСа этой фракции было реализовано много инициатив, и она не заметила в них политиканства. Но возглавлять ее список на предстоящих в Петербурге выборах не будет. Как заявила Матвиенко, если бы она вошла в список «Единой России» или какой-нибудь другой партии, то это было бы обманом избирателей: «Понятно, что я не буду депутатом, и я была бы всего лишь «паровозом», но «Единая Россия» – серьезная партия и в таких «паровозах» не нуждается». «И другие партии мне симпатичны, но глава города должна создавать равные условия и доступ избирателей ко всем партиям. Я сосредоточусь на этом», - заявила губернатор.

- По моему мнению, возглавлять список «единороссов» на выборах должен спикер петербургского ЗакСа Вадим Тюльпанов», - сказала Валентина Матвиенко. Правильно ли поймет Вадим Тюльпанов мнение губернатора, станет известно после партийной конференции.

Другой вопрос, связанный с доверием Валентине Матвиенко, обрастает новыми интригами. В том, что президент ей доверяет и в том, что ЗакС ее поддерживает, мало кто сомневается. Планы на ближайшую пятилетку уже строятся. А вот к ее «команде» вопросы возникнуть могут. Не даром в кулуарах обсуждается спорный юридический вопрос, надо ли распускать и утверждать заново весь состав исполнителей. «Сенсаций не будет, - заявила в субботу губернатор Петербурга, предвосхищая вопросы журналистов о возможной замене некоторых членов губернаторской команды.

«Будет оно переутверждаться или нет, в любом случае оно сохранится в том виде, в котором есть сейчас, без изменений. Меня удовлетворяет этот состав». Губернатор отметила, что не хотела бы возвращаться к тем временам, когда вице-губернаторы менялись по два-три раза в год. Валентина Матвиенко напомнила, что закон о доверии губернаторам – новый, и вопрос пролонгировать ли деятельность самого правительства в случае переутверждения нынешнего губернатора или формально оно должно уйти в отставку, а потом снова быть назначенным – до конца не прояснен. Сейчас по этой проблеме идут консультации с юристами.

Однако, по всей видимости, интрига кроется совсем не в юристах. Это в сознании жителей Петербурга переназначение может выглядеть как «продление полномочий», из чего напрашивается вывод о том, что правительство, раз уж его все равно никто менять не собирается, можно оставить в покое без лишней бюрократии. Но ведь по федеральному закону, губернатор обращается к президенту с просьбой о доверии и досрочном сложении полномочий, президент принимает отставку и наделяет губернатора приставкой «и.о.». А как все будет на самом деле, станет известно только после того, как Владимир Путин пришлет в ЗакС свое письмо. От указанных в нем формулировок может зависеть очень многое в решении этого вопроса. Но, так или иначе, не действующего губернатора и не абстрактную фигуру, а кандидата, выдвинутого президентом, будут депутаты наделять полномочиями.

Действительно, в федеральном законе ничего не сказано о том, что нужно делать с правительством в случае оказания губернатору доверия президентом. Однако об этом говорится и в Уставе города, и в других законах Петербурга. Во-первых, губернатор как высшее должностное лицо входит в состав правительства и возглавляет его. А, по городскому закону о правительстве Петербурга, прекращение полномочий губернатора влечет за собой отставку правительства. И члены этого постоянно действующего органа, в данной ситуации, по сути, должны превратиться в сплошное «и.о.» и проходить стандартную процедуру согласования в ЗакСе.

По мнению наблюдателей, речь скорее идет об опасениях самих работников Смольного о своем будущем. Ведь гораздо спокойнее продолжать работать в обычном режиме, не подвергая сомнению кого бы то ни было свою легитимность, вместо того, чтобы подниматься на трибуну ЗакСа и убеждать предвыборных депутатов в необходимости «правильно проголосовать». Вот и разыскивается юридическое решение вопроса, хотя, в приницпе, делать этого вовсе ненужно. Напомним, что один такой юридический «подгон» под политическое решение уже был. После принятого в 2003-ем году решения о формировании Администрации губернатора путем переименования из Администрации Петербурга. Юридический ход был оспорен в Уставном суде, и под угрозой оказалась легитимность одного из ключевых органов Смольного, его руководитель и вся документация, подписанная им за период работы.

Что будет с правительством города, в результате может проясниться только в начале следующего года. По предварительным данным, документы из Кремля должны прийти числа 12-го декабря, голосование в ЗакСе может пройти 20 декабря и только потом, в течение 14 дней с момента публикации решения городского парламента состоится инаугурация губернатора. Только после этого полномочия старого-нового губернатора прекратятся, и возникнет новый срок главы города. Кстати, по новой процедуре, он будет первым. А там уже и до утверждения правительства недалеко. И, скорее всего, это может быть формальной процедурой. Другими словами, о чем здесь консультироваться юристам, не понятно и, как часто говорится в последнее время в Петербурге, «только Уставного суда здесь не хватало». Впрочем, руководитель этого органа, по всей видимости, закрыл текущие дела на 2006-ой год и уже отчитался в проделанной работе.

Александра Медведева
Фонтанка.ру

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100