Новости Петербурга

Не видали танки с пивом?

01:32:08, 15 января 2008
Не видали танки с пивом?

На такую экскурсию недавно отправилась группа любознательных представителей газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Надо сказать, что после этого мероприятия на многие вещи мы стали смотреть несколько иначе.

Прежде всего вряд ли кто-то из нас представлял масштаб этого производства. Для тех, кто не знает: завод «Балтика» – самый большой пивоваренный завод в Европе. Его производственная мощность составляет 10,5 миллиона гектолитров в год, что в переводе на бутылки – 2 миллиарда единиц. Площадь завода – 30 гектаров. Даже внешне, еще до входа на территорию, видно: это современнейшее предприятие. Белоснежные корпуса с зеркальными окнами, стеклянные галереи, нависающие прямо над шумной магистралью. Заводу явно было мало места по одну сторону улицы, и он «шагнул» через дорогу...

Процесс же изготовления пива экскурсанты начинают изучать с одной из внутренних галерей, расположенных над варочным цехом. Собственно, видно немного: стоят огромные котлы конической формы с трубами наверху. В них изготавливается основа пива – сусло. Измельченный солод (пророщенное и высушенное зерно) смешивается с водой, нагревается, фильтруется, стерилизуется и смешивается с хмелем. Кстати, последний, вопреки распространенному заблуждению, отнюдь не алкогольный градус дает, а лишь является необходимым ингредиентом для последующего брожения.

Таковое происходит в бродильном цехе, где к суслу добавляют специальные дрожжи. Процесс происходит в гигантских баках – танках, которых на «Балтике» 198 – от 230 до 500 тысяч литров объемом. А поскольку температура при этом выдерживается минус 2 градуса, то «работающий» танк покрыт белой шубкой инея. Именно здесь, кстати, и рождается «пивной градус» – чем дольше процесс брожения, тем он выше. И знаменитая «Балтика № 9» обладает повышенной крепостью отнюдь не из-за добавки туда алкоголя, как считают многие, а лишь из-за того, что несколько дольше находилась в бродильном танке.

Надо ли говорить, что все процессы закладки компонентов, температурные и временные режимы контролируются компьютером. Человек – и это опять же видят экскурсанты – сидит у монитора и необходим лишь для нештатных ситуаций.

Розлив и упаковка – зрелище гораздо более эффектное. Со «смотровой» галереи прекрасно видно, как идет по конвейеру целая «река» из бутылок. Потом они попадают на огромный вращающийся круг, где в каждую вставляется зонд, через который бутылка и заполняется пивом. Скорость в итоге получается даже выше, чем у автомата Калашникова. Две линии выдают по 60 тысяч бутылок в час, а одна, самая новая, 120 тысяч. Отдельно заполняются банки (60 тысяч в час по 0,5 литра) и тридцатилитровые кеги – 490 в час. Разумеется, правила санитарии и гигиены при этом соблюдаются строжайше. Например, бутылка, прежде чем быть заполненной, проходит пятиступенчатую промывку в специальной машине, а потом еще проверяется автоматическим инспектором на наличие дефектов.

Готовая продукция располагается на специальных поддонах – паллетах, которые устанавливаются на ленту транспортера и... едут на другую сторону улицы по одной из тех самых стеклянных галерей. Там, через дорогу, оказывается, находится склад готовой продукции – помещение площадью 2 гектара. Фактически – отдельный город, по которому снует множество погрузчиков, ставящих либо забирающих «пирамиды» из паллет. Чтобы узнать, куда ехать, что брать и куда отвозить, в каждом погрузчике установлен компьютер, на который соответствующие команды с диспетчерского пульта и поступают. Отгрузка со склада происходит через 20 окон для автотранспорта и эстакаду для железнодорожных вагонов.

Масштаб увиденного дополняет специальный зал, где расположены витрины с продукцией предприятия. Начиная от самых ранних, еще советского времени, «Жигулевского», «Адмиралтейского», «Праздничного». Потом, когда едва ли не дышавший на ладан завод получил новое дыхание, появились всем знакомые «единичка», «двойка» и «тройка». Кстати, последнее получило бешеную популярность на Западе и ныне – единственное из всех российских сортов пива – изготавливается по лицензии в Великобритании. Сама «Балтика», в числе прочего, тоже изготавливает несколько известных зарубежных марок.

Продукция завода сегодня известна не только в России (где открыто несколько дочерних предприятий компании), но и в 45 странах мира. 70% российского пивного экспорта – это «Балтика». Зал, где показывают полученные ею разнообразные награды, кажется, не имеет конца. Нет, наверное, ни одного почетного звания, которого не имело бы пиво с известным ныне всему миру брендом.

А экскурсия, как и полагается, заканчивается в дегустационном зале. Больше ничего говорить не надо – достаточно попробовать, оценить вкус и выбрать тот сорт, к которому лежит душа. Разумеется, как предупреждает Минздрав, пить надо в меру. Но вот что касается «пивного живота», так это, как выяснилось, очередной миф. Пиво – низкокалорийный продукт. А животы растут от неумеренной закуски. Которая, кстати, мешает оценить тонкий вкус пенного напитка.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100