Новости Петербурга

Открылась философская выставка "Дата рождения" (фото)

13:47:08, 11 февраля 2008
В петербургской галерее Марины Гисич открылась философская выставка Виталия Пушницкого Дата рождения . Виталий Пушницкий - один из самых мощных и перспективных современных авторов Петербурга, и галерея этой выставкой показывает, что знает, на кого ставить, пишет Коммерсант . Масштаб идеи в Дате рождения наконец совпал с масштабом технических возможностей и материалов (дерево, железо, мрамор, живопись, гравюра - все вместе весит тонн десять). Идея Даты рождения пришла к Виталию Пушницкому во время поездки в Мексику. Вместо того чтобы, как подобает туристу, обозревать индейские древности, Пушницкий отправился бродить по окраинам Мехико. Один. В собственный день рождения. Забрел на какой-то пустырь, усыпанный камнями. Увидел на камнях надписи, пригляделся - оказались надгробия. Причем не простые, а детские, на многих дата рождения совпадала с датой смерти. Пушницкий перефотографировал потрескавшиеся и засыпанные песком могильные камни, и эта фотосерия легла в основу Даты рождения - длинного, подробного размышления художника о жизни, смерти, памяти, а также о бренности и тщете (бренность и тщета - главная тема Пушницкого, которая с годами, похоже, становится для него только притягательнее). Размышление это выражено, а точнее, разыграно как по нотам в трех сериях, образующих Дату рождения . Выставка начинается с больших (и очень тяжелых) мраморных кругов, на которых отпечатаны те самые фотографии с детского кладбища. Печать на мраморе - техника редчайшая, а во всяких заковыристых техниках гравюры и печати господину Пушницкому нет равных. Мрамор, конечно, материал для печати неподходящий, он очень плохо удерживает краску, и сами отпечатки получаются с выщербинами, белыми провалами, как бы полустертые - словом, такие же потрепанные временем и забвением, как изображенные на них могильные камни с детскими именами (или вовсе без имен - только Младенец, мальчик , Девочка... ) и одной-единственной датой. Мотив лакун и дырок, которые время проедает в нашей памяти, подхватывает живописная часть выставки -- серия картин под самостоятельным названием No Man`s Land . Это пейзажи из той же Мексики: пустыни, дороги, непонятные руины - все перекрытые помехами , пятнами полустертой краски, какой-то рябью, заслоняющей изображение. От пейзажа остаются лишь размытые образы, выхваченные из разноцветного небытия детали. Словно они промелькнули за окном автомобиля - и в памяти остался минутный образ уносящегося прочь куска чужой страны. На нескольких больших кругах фанеры художник пишет такой же сиюминутный вид - небо с облаками, крыша дома, ветки деревьев, в общем, все, что видит глаз, если летним днем запрокинуть голову,- а потом аккуратно выпиливает деревья, крыши и вообще все земное , оставляя только небо. Но самая масштабная часть Даты рождения - это серия объектов из того же мрамора и дерева. Пушницкий здесь очарован материалом, его фактурой: мрамор то сверкает безупречно отполированной поверхностью, то предъявляет сахарный отломанный край. Художник ставит мраморные глыбы на впечатляющие блоки дерева, рассохшегося и потрескавшегося от воды и времени, и получает своего рода трехмерные пейзажи: потемневшее, прорезанное трещинами дерево - это земля, а белый мрамор, конечно, символизирует небо, и в узкой щели между землей и небом мерцает свет спрятанной лампы, не то отблеск иного мира, не то последний луч солнца. Главная работа выставки - огромная двухтонная инсталляция без названия: над деревянной землей , чья грубая, осязаемая фактура еще подчеркнута подпирающими инсталляцию ржавыми железными штырями, раскинулось многометровое мраморное небо . Неровный нижний край мраморных плит на темном фоне дерева рисует зубчатую линию гористого горизонта, а на белом мраморе выбиты слова. По небу во всю его ширину простирается (и обрывается) заключительная фраза из Размышлений императора-стоика Марка Аврелия: Как не в тебе причина рождения, так и не в тебе причина разрушения, поэтому уходи кротко... В общем, идеальная обстановка для медитации, возвышения духа и отрешения от сиюминутного. Приступ духовности зрителю гарантирован. Галерея Марины Гисич Наб. реки Фонтанки, 121, кв. 13. Cloud #6 #1 Cloud 3

Газета.СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100