Новости Петербурга

В Русском музее открылась выставка картин Юрия Хржановского (фото, мнения)

18:22:07, 10 апреля 2008
В залах Русского музея открылась выставка Юрия Борисовича Хржановского, ученика П.Н. Филонова. В состав выставки вошли около 50 живописных полотен и более 150 графических работ художника. Среди них большое живописное панно Сибирские партизаны , входившее в состав знаменитой выставки учеников П.Н. Филонова в Доме Печати в 1927 году. Впервые будут показаны рисунки филоновского периода и более ранние произведения, созданные в годы учебы в Иркутске, сообщает сайт В 1930-е годы, сообщает сайт Русского музея . Ю.Хржановский начал работать на эстраде как профессиональный артист, но не расстался и с живописью. Акварели 1930-х - 1950-х годов составляют обширные серии пейзажей и бытовых зарисовок. Работы позднего периода 1960-х - 1980-х годов часто приобретают беспредметный характер и связаны с рисованием музыки , которую художник любил всю жизнь: фуги , инвенции , импровизации : Все работы, за исключением вышеуказанного панно, принадлежащего Русскому музею, предоставлены на выставку семьей художника. Впервые зрители увидят произведения художника, созданные на протяжении всей его жизни, а в русскую культуру будет возвращено еще одно имя. Мнения посетителей сайта www.afisha.ru : Efir Выставка хороша! Сибирские Партизаны очаровывают! Хржановский великолепен,познакомился с ним впервые.Всем советую посетить...акварели понравелись в меньшей степени... Цветы .... поэтам и Ода в Радости (могу в названии ошибаться) восхищают)))) minetolog.livejournal.com Замечательная выставка. Довольно большая, но устать не успеваешь. Если вам нравится творчество Павла Филонова, выставка которого проходила недавно в личных коллекциях, то очень рекомендую. СПРАВКА: Свой путь сам художник назвал закономерной ретроспективой . И действительно, это характерный путь многих молодых ленинградских художников начала 1920-х годов, пишет сайт Федерального агенства по культуре и кинематографии . Юрий Борисович Хржановский окончил художественную школу в Иркутске. На выставке представлено около 40 работ иркутского периода, выполненных под руководством И. Л. Копылова, первого учителя художника. В начале 1920-х годов иркутская школа была одной из ярчайших и плодотворных провинциальных школ, из которой вышли, помимо Юрия Хржановского, такие мастера как Петр Соколов, Миней Кукс, Арсений Федоров. Они продолжали обучение в Петербурге, входили в известнейшие художественные группировки, их учителями становились знаменитые мастера авангарда К.С. Петров-Водкин, П.Н. Филонов, К. С. Малевич. С иркутским периодом связаны и первые опыты художника в области плаката. Выпущенный в 1921 году Иркутским комитетом помощи голодающим плакат Помогите голодным детям напоминает о работах И. Билибина и Г. Нарбута, о ранних литографиях А. Остроумовой-Лебедевой. В 1922 году семья переезжает в Петроград, и в том же году юный Хржановский начинает учиться на подготовительном курсе Академии Художеств у П. В. Приселкова, ученика Петрова-Водкина. Автопортрет в гриме и костюме клоуна.1950-е. Бумага, акварель, гуашь. белила. 32,5х321923-24-е годы Ю.Хржановский провел в мастерской Казимира Малевича в ГИНХУКе. Работы этого периода он подарил иркутской художественной школе. Юрий Борисович часто обращался к сибирской тематике: Якутская мадонна (1926-27гг), Семья якута (втор. пол. 1920-1960-е гг), Бурят-охотник на Байкале (1924 г.). Некоторое время спустя, Хржановский знакомится с идеями Павла Филонова, а с 1926 года входит в созданное Филоновым творческое объединение Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ). Самые яркие работы Хржановского двадцатых годов связаны с работой у Филонова. Филонов привлекал Хржановского к самым ответственным коллективным работам. В 1927 году Хржановский принял участие в знаменитой выставке филоновцев в Доме печати, создав четырехметровое панно Сибирские партизаны . Панно, как говорил сам художник, было написано по личным впечатлениям, и, вероятно поэтому, стало одним из самых ярких произведений этой выставки. Мне хотелось в двух центральных фигурах выразить эпическое единство в становлении советской власти сибиряков и малых народностей Восточной Сибири на фоне типичного зимнего пейзажного колорита сибирской деревни и ее быта , - вспоминал Хржановский. После начавшихся в 1930-е годы гонений на искусство авангарда и школу Филонова в том числе, эта работа больше не появлялась на выставках вплоть до конца 1980-х годов. Но она прекрасно сохранилась в блокадные времена в мастерской друга художника В.И.Гурвича, а затем попала в Русский музей, где находится и поныне. Картина Сибирские партизаны демонстрируется на нынешней выставке. Вместе с группой филоновских учеников Т.Н. Глебовой, А.И. Порет, М.П. Цыбасовым, Э.А. Тэнисманом, Д.Н. Полозовым Хржановский принимал участие в оформлении спектакля Король Гайкин 1-й, или Похождения активиста Гайкина . Это было клубное обозрение в десяти картинах, поставленное режиссером А.М. Лапшиным в клубе Василеостровский металлист в 1929 году. Ставился спектакль силами живой газеты . Об этой постановке известно только по единственной рецензии В. Гросса в Красной газете . Сохранившиеся в наследии театральные эскизы Ю.Б.. Хржановского впервые связываются с его работой над этим спектаклем и позволяют хотя бы в небольшой степени представить, как выглядело оформление сцены. Юрий Хржановский был разносторонне одаренным человеком, наделенным абсолютным музыкальным слухом и актёрскими способностями. Много лет своей жизни посвятил театру, эстраде, кино, цирку. Выступал в клубах и домах культуры в жанре звукоимитации. С 1930 г. полностью посвятил себя сцене. Сначала работал в Ленинградском театре миниатюр, а в 1939 г. переехал в Москву, где работал в Мюзик-холле и Театре миниатюр. В годы Великой Отечественной войны Хржановский выступал во фронтовых бригадах. В тоже время он продолжал делать небольшие зарисовки, этюды для себя . Обширные серии работ, в основном акварели, датируются 1930-1950-ми годами: Цирк , Наш двор , жанровые композиции; пейзажи, созданные летом в Угличе и в Ростове. В 1950-е годы Юрия Хржановского, как артиста эстрады, стали часто приглашать на киностудию Союзмультфильм , где он озвучил более 30 мультфильмов и кинофильмов, в том числе Белый Бим черное ухо , Каштанка , Маугли , Кто сказал мяу? , Серая шейка и др. До конца 1960-х годов судьба художника больше связана с эстрадой, чем с живописью, поэтому так немного его работ 1950-х -1960-х годов. Это, в основном портреты друзей, небольшие пейзажные рисунки. Во второй половине 1960-х годов живопись снова становится основным видом творчества Хржановского. В этот период он создает циклы абстрактных работ. А. Шенберг и В. Кандинский, цветовая партитура А. Скрябина к Прометею , В. Баранов-Россинэ и М. Матюшин явились предшественниками цвето-музыкальных композиций Хржановского. О своем последнем периоде художник говорил, что он работал в жанре абстрактного экспрессионизма . Подобные работы Филонов называл просто Без названия или формулой. Часть этих произведений выставлялась в московском Горкоме художников графиков на тематических выставках Художник и музыка . К 35-летию Победы над фашизмом были написаны Антифашистский триптих , Хатынь , портрет Мейерхольда из сюиты Мейерхольд . Эти работы дважды выставлялись в Горкоме художников графиков и были награждены дипломом Московского городского отдела культуры. Сибирские партизаны.1927. Холст, масло. 410 х 290.

Газета.СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100