Новости Петербурга

Морской переулокведет к океану

21:52:04, 10 апреля 2008
Морской переулокведет к океану

Санкт-Петербургский военно-морской институт, который сейчас называется Морской корпус имени Петра Великого, праздновал юбилей одного из своих подразделений. Сейчас подготовка офицеров для надводных кораблей и подводных лодок ведется на шести факультетах (три – в бывшем ВВМУ имени М. В. Фрунзе и три – в бывшем ВВМУПП имени Ленинского комсомола).

А само ВВМУПП образовалось 8 апреля 1948 года, когда училищу было присвоено имя Ленинского комсомола.

Задолго до этого, 31 марта 1944 года, правительство приняло постановление об организации военно-морских подготовительных училищ. В Ленинграде для создания нового военно-морского учебного заведения отдали помещения бывшей 1-й и 12-й средних школ и дома пионеров, размещавшихся в старинном здании, построенном для пансионата еще в XIX веке. В этих помещениях в Приютском, ныне Морском, переулке разместилось новое учебное заведение с трехлетним сроком обучения, получившее наименование Ленинградское военно-морское подготовительное училище. Предпочтение при поступлении отдавалось подросткам, прибывшим с фронта, и сиротам, потерявшим своих родителей во время войны. В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник войны Валентин Пикуль – рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, впоследствии известный советский писатель.

Первой заботой поступивших стал ремонт зданий, серьезно пострадавших за время дней блокады. Например, в главный учебный корпус попало свыше 40 зажигательных бомб, неоднократно вызывавших пожары, и 21 артиллерийский снаряд. Воспитанники и матросы в течение трех месяцев ежедневно выходили на стройку и работали с утра до позднего вечера.

К ноябрю 1944 года были созданы основные учебные циклы: математики, физики, химии, литературы и русского языка, истории и географии, иностранных языков, физкультуры, военно-морского дела. 9 сентября 1945 года состоялся первый выпуск курсантов Ленинградского военно-морского подготовительного училища.

В 1958 году, когда училище стало высшим учебным заведением, в короткий срок были созданы новые кафедры, лаборатории и кабинеты, вновь пересмотрены учебные планы и программы. Лаборатории пополнились образцами современного оружия и техники. Расширились программы по математике, физике, электротехнике и радиотехнике – все это было необходимо для изучения специальных профилирующих дисциплин.

Большую помощь училищу в создании учебно-лабораторной базы оказали умельцы-рационализаторы. Каждый год здесь внедрялось более 50 рационализаторских предложений, существенно улучшавших учебно-лабораторную базу училища.

Были, конечно, и неожиданные нововведения. В 1968 году в училище создали кафедру тактики морской пехоты и общевойсковой подготовки. После окончания первого курса организовали стажировку курсантов в подразделениях морской пехоты. Здесь воспитанники приобретали такие качества, как ловкость, выносливость, тактическое мышление, умение действовать в наступательном и оборонительном бою, владеть современным оружием, бороться с танками противника и т. п. Зачем это было нужно подводнику, не объяснялось.

Но главной все-таки оставалась техника. Технические средства обучения стали помощниками профессорско-преподавательского состава и курсантов при решении практически всех задач, возникающих в ходе обучения. Большое внимание уделялось научно-исследовательской работе, особенно созданию высококачественных учебников и учебных пособий.

В 1956 году был открыт музей училища, ставший одним из важных его классов. Здесь представлена вся история подводного флота – от чертежей «потаенного судна», созданного крестьянином Ефимом Никоновым при Петре I, до макетов и фотографий самых современных субмарин и их вооружения. Руководитель музея капитан первого ранга в отставке Владимир Агеенко, служивший на самой большом атомном ракетоносце «Акула», показывает раздел, посвященный Герою Советского Союза Александру Маринеско. Здесь установлены приборы с легендарной С-13, и даже перископ, через который самый славный подводник России видел свою самую главную цель.

Увы, с музеем происходит примерно то же, что произошло с самим Маринеско. Он стал никому не нужен, его упраздняют по причине нехватки средств.

Между тем за эти годы училище выпустило несколько тысяч классных специалистов для подводного флота, более двадцати из них стали Героями Советского Союза и России, более ста – адмиралами флота на самых высших должностях.

Каток перестройки прокатился и здесь. Училище переименовывалось и преобразовывалось. Но преподавательский состав понимал главное: подводный щит Родины должен быть надежным и его офицеры должны быть лучшими.

Перед военным образованием возникло много трудностей, связанных с потерей четырех училищ, оставшихся после распада Советского Союза за пределами России, необходимостью перевода обучения по специальностям этих училищ в другие военно-морские училища. В 1992/93 учебном году в училище подплава продолжили обучение курсанты, переведенные из Баку, а в 1993 году – из Севастополя. Количество специальностей дополнилось еще двумя – «Крылатые ракеты подводных лодок» и «Корабельные ядерные боеприпасы» – и возросло до пяти.

В девяностые годы происходило принципиальное изменение направленности и содержания военно-морского образования офицеров ВМФ. Изменение целевой установки училища как высшего военно-морского учебного заведения потребовало перестройки всего учебного процесса: существенной переработки учебных планов и программ, новых учебников и учебных пособий, разработки новых методических пособий для проведения практических занятий и лабораторных работ. Происходило переосмысление всей деятельности профессорско-преподавательского состава не только в области учебного процесса, но и направленности и содержания научно-исследовательской работы. Богатый опыт службы вновь прибывших офицеров в сочетании с педагогическими традициями, имевшимися на каждой кафедре, позволили в сравнительно короткий срок подготовить молодых преподавателей к решению новых для них задач.

На праздновании 80-летия института было сказано много хороших слов, преподавателям, служащим и курсантам были вручены ордена, медали и памятные подарки, личный состав училища прошел церемониальным маршем. Под трехкратный залп к памятнику подводникам были возложены цветы.

Курсанты училища под звуки оркестра исполнили Гимн России.

Слава богу, что хоть кто-то знает его слова!

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100