Новости Петербурга

Мой дедушка очень любил свой трамвай

23:22:02, 15 апреля 2008
Мой дедушка очень любил свой трамвай

Такие яркие необычные раритетного вида вагончики многие видели только на картинках. Дети тянули мам за руку: смотри, мол, какой трамвай! А мы, которым повезло смотреть на это изнутри, сидели на деревянных скамьях вдоль вагона, наблюдали за работой «вагоновожатого» и слушали рассказы ветеранов о том, как это было...

Первый трамвай в этом мемориальном рейсе под номером 14 вел Кирилл Нюквист, который рассказал, что прототипами таких трамваев были моторные и прицепные американские вагоны (потому и назывались «американка»). Вагоны оказались очень удачными и ходили в нашем городе с 1930-х годов почти до 1980-го. Они уже стали символом для многих петербуржцев, которые прошли блокаду.

Елена Александровна Доманская начала водить трамвай после войны, в 1946 году. Тогда всем, кто здесь работал, давали продовольственные карточки, а это было очень важно.

– Первая смена начиналась в 4.50, а последняя заканчивалась в 2.33. В трамвае я и с будущим мужем познакомилась. Влюбился один студентик, вычислял, когда придет мой трамвай. Девчонки смеялись: «Вон твой ждет...».

Ее коллега Александра Алексеевна Войтова стала водить трамвай с 19 лет.

– После блокады работать было некому, нас привезли в 1949-м из провинции. Все дома в городе были такие черные, аж страшно... Привыкала год.

Обе они отдали трамвайному делу всю свою жизнь. И, видно, нисколько не жалеют.

– Хоть сейчас бы повела вагон. Ничего ведь не забылось.

Периодически ветераны встречаются, делятся воспоминаниями... Какая была красивая коричневая форма с красной отделкой; как в депо выдавали глицерин с солью протирать замерзшие окна, чтобы было хотя бы видно, что за остановка; как по трамваям можно было сверять часы... В парк трамвай мог опоздать максимум на 2 минуты или на минуту раньше приехать, иначе не ставили штамп, и, считай, бесплатно покаталась. Да, было время!..

– Сейчас трамвай не является перевозчиком – он только подвозит. Все маршруты порезали на кусочки, кондукторов не хватает... На Васильевском ходят всего два трамвайных номера: 6-й и 40-й, – с грустью говорит Юрий Михайлович Львов, заведующий Музеем электрического транспорта, что находится на территории Василеостровского трампарка, откуда и вышли на линию трамваи весной сорок второго.

Теперь здесь бережно хранят старинные вагоны, и, более того, «Горэлектротранс» поддерживает их в состоянии «боеготовности». Благодаря этой заботе мы сегодня и прокатились от Трамвайного парка № 3 (которому на днях исполнилось 100 лет) от улицы Мира по Куйбышева, через Тучков мост по 1-й линии Васильевского острова до Среднего проспекта, 77. Кстати, чтобы попасть в музей и увидеть старинные трамваи, нужно договариваться заранее о групповой экскурсии.

...Меня очень растрогал детский почерк в книге отзывов в одном из музейных трамваев: «Мой дедушка работал в парке имени Леонова. Он очень любил свой трамвай».

Вчера для всех приглашенных людей, влюбленных в трамваи, на Васильевском острове был дан праздничный концерт и угощение.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100