Новости Петербурга

Фестиваль "Петербургская музыкальная весна" открылся мемориальным концертом

14:37:09, 19 мая 2008
44-й фестиваль Петербургская музыкальная весна открылся в новой для себя пышной атмосфере - в концертном зале Мариинский - мемориальным концертом, который посвящен грядущему 75-летию петербургского Союза композиторов. Организаторы назвали концерт Лидеры , потому что программа была составлена из музыки председателей петербургского Союза композиторов - Владимира Щербачева, Михаила Чулаки, Исаака Дунаевского, Дмитрия Шостаковича, Василия Соловьева-Седого и Андрея Петрова, пишет Коммерсант . Собралась довольно пестрая компания композиторов, оказавшихся в концертной программе не по убеждениям , а лишь потому, что занимали одну и ту же руководящую должность в разное время. Понятно, что руководство - это еще не лидерство. Однако начиная с Исаака Дунаевского петербургских композиторов возглавляли действительно первые имена советской музыки. Все же первые два председателя СК, работавшие до господина Дунаевского, больше известны своей преподавательской деятельностью. Владимир Щербачев вел класс композиции в Ленинградской консерватории, а учебник Инструменты симфонического оркестра Михаила Чулаки знает каждый музыкант в нашей стране. Если бы не идея председательского концерта, вряд ли нам довелось бы послушать их музыку, тем более крупные симфонические формы. Прозвучала сюита Владимира Щербачева из музыки к кинофильму Гроза (1934) и фрагменты Русской сюиты Михаила Чулаки. Оба сочинения - эталонные образцы советского симфонизма. Настолько эталонные, что авторский почерк композиторов угадывается в них с трудом. И хотя в их отношении название концерта Лидеры кажется бравурным преувеличением, музыку Владимира Щербачева и Михаила Чулаки было интересно слушать - как незамутненный оригинальностью авторского почерка гранд-стиль сталинской эпохи. Занятно, что все композиторы были представлены программными сочинениями , то есть не просто музыкой, но сюжетами своего времени - Дети капитана Гранта Дунаевского (1936), балеты Болт Шостаковича (1931) и В порт вошла 'Россия' Соловьева-Седого (1964), оркестровая сюита Блистательный Санкт-Петербург Петрова (2000). Все это милая и комфортная музыка, слушать которую - одно удовольствие. Судя по всему, организаторы концерта отобрали для этой программы именно председательскую музыку, представляющую авторов скорее как видных общественных деятелей , нежели мучеников творчества. Хотя, как известно, у некоторых председателей было достаточно опусов, куда менее лояльных к московскому руководству Союза композиторов и его позитивистским установкам. Леонид Корчмар добился от оркестра Мариинского театра наилучшего звука, на который тот способен, и вся программа под его дирижерской палочкой прозвучала крепко и почти надежно. Подвели лишь солисты в сюите из Детей капитана Гранта - Эдуард Цанга и Екатерина Сергеева. И не только потому, что пели без оглядки на оркестр, редко попадая с ним в такт. Но и потому, что задорный капитанский стиль этих всем известных песенок оказался солистам Мариинки совершенно чужд. В концертах нынешнего фестиваля будет широко представлена музыка петербургских авторов , созданная в последние годы в русле основных направлений творчества В.П. Соловьева-Седого. Состоятся и авторские концерты петербургских юбиляров С. Слонимского, А. Попова, М. Самойлова и Е. Казановского. Концертом под названием Я вижу некий свет фестиваль почтит 170-летнюю годовщину гибели А.С. Пушкина. Памяти недавно ушедшей из жизни Г.И. Уствольской будет посвящен концерт из ее произведений Даруй нам мир . Циклом из двух вечеров под общим названием Музыка Старого и Нового Света фестиваль отметит юбилейную дату общественно -политического значения 200-летие установления дипломатических отношений между США и Россией . В этих концертах вместе с петербургскими оркестрами выступят известные американские дирижеры и солисты. В фестивальные программы традиционно вошли и сочинения современных композиторов , представляющих другие регионы России. На этот раз в концерте Диалог двух столиц слушатели Весны смогут познакомиться с камерным творчеством композиторов Москвы. Многообразие творческих поисков петербургских композиторов в сфере симфонической и камерной музыки найдет свое отражение в таких концертах, как Оркестровая мозаика и цикла из двух концертов под общим названием Музыкальный калейдоскоп . Традиционное воплощение в фестивальных программах найдут и жанры инструментального творчества Петербургский фортепианный концерт сегодня , Панорама петербургской баянной и аккордеонной музыки , и хоровые жанры хоровые фрески Г. Шютца Страсти по Луке и Перезвоны В. Гаврилина предстанут в театрализованной программе Мистерии . Некоторые из представленных на Весне сочинений написаны специально для этого фестиваля. Значительное количество произведений прозвучит на нем впервые.

Газета.СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100