Новости Петербурга

НЛО над рельсами

03:22:33, 27 мая 2008
НЛО над рельсами

Чиновники лишатся памятников

В декабре победителями архитектурного конкурса стали мастерские Евгения Герасимова и Сергея Чобана. По их задумке, общая площадь зданий «Невской ратуши» составит 406 тыс. кв. метров. Как известно, проект создавался для того, чтобы освободить от сотрудников питерской администрации исторические памятники в центре города, которые можно использовать повыгоднее.

Как рассказал нашей газете руководитель проекта ООО «Охта групп» Константин Ковалев, государственные служащие просили поселить их как можно ближе к Смольному. Именно поэтому их административное здание площадью 100 тыс. кв. метров расположится на углу Новгородской улицы и Дегтярного переулка. Остальную территорию отдадут под бизнес-центры класса A. Стоимость реализации проекта оценена в 450 млн евро. Эту сумму обещает вложить ОАО «Банк ВТБ».

В мае завершился снос основного здания трамвайного парка. Его аккуратно ломали специальной металлической «рукой» рабочие Ассоциации по сносу Санкт-Петербурга. Раз за разом депо длиной 170 метров сокращалось. После майских праздников от него и следа не осталось.

Троллейбусы в трампарке

По словам краеведа и известного борца за трамвайный Петербург Алексея Ерофеева, несмотря на то что здание депо не охранялось как памятник архитектуры, у него была солидная история. Построил его в 1910-х годах гражданский инженер Александр Ламагин.

«Прежде, с 1876 года, тут находился Рождественский коночный парк. Расскажу интересную историю. В 1880 году на углу Дегтярного переулка и нынешней улицы Моисеенко, которая тогда называлась Болотной, множество горожан рассматривали необычный вагон конки. Необычным было то, что к его днищу инженер Федор Пироцкий приделал электродвигатель. И каково же было изумление публики, когда коночный вагон поехал... без лошадей! Затем Пироцкий предложил прокатиться сорока желающим; эксперимент оказался успешным, многие остались довольны. Но не все. Монополист – товарищество конно-железных дорог не поддержало затею с электродвигателем. А потому трамвай в Петербурге пошел лишь в сентябре 1907 года», – говорит Алексей Ерофеев.

Но из Рождественского коночного парка первые трамваи вышли на линию еще позднее – 23 мая 1914 года. Тогда же парк стал Рождественским трамвайным.

По словам Алексея Ерофеева, еще один интересный факт произошел в 1936 году. Тогда из трампарка, которому в 1922-м присвоили имя передового трамвайщика Василия Смирнова, в свой первый рейс отправился ленинградский троллейбус. И именно здесь в течение нескольких лет стояли «рогатые» машины – до постройки своего, троллейбусного, парка на Сызранской улице в Московском районе...

«Ценности не представляет»

Теперь от Рождественского парка осталась лишь память. Питерский КГИОП не удостоил здание статуса даже вновь выявленного объекта культурного наследия. После закрытия в 2003 году его корпуса чахли под питерской погодой, пока не было решено, что здесь возникнет административно-коммерческий комплекс. Но были ли постройки парка в аварийном состоянии?

«Он был не то что аварийный: прежние владельцы его держали в тако-о-ом состоянии! Но, прежде чем снести, мы получили документы, что он не памятник, и снесли полностью», – уверяет г-н Ковалев. По его словам, в центре квартала вообще не останется ни одного здания. Следующим объектом станет не так давно расселенное «Охтой групп» общежитие. Затем снесут котельную. Всего на территории трампарка несколько десятков зданий, в основном мелких.

Ценными признаны лишь те объекты, которые не попали в зону «Невской ратуши». Это прежде всего корпус трансформаторной подстанции в Дегтярном переулке, 3а. Он был построен в 1906 году по проекту гражданского инженера Алексея Зазерского. Кроме того, останутся жилой дом, построенный в 1913 – 1914 годах тем же Александром Ламагиным, и дом № 5 по Дегтярному.

Саму стройку начнут еще нескоро – только в начале следующего года. В этом году предстоит не только разобрать ветхие старинные здания, но и провести геологические исследования.

Смольный в стиле хай-тек

Новый комплекс будет почти целиком выполнен из стекла и бетона. Поэтому говорить о его «привязке» к дореволюционной застройке Дегтярного переулка и улицы Моисеенко не приходится. Распахнуть фасады планируется в сторону Суворовского проспекта, с которым участок застройки связывает неширокий Заячий переулок. Тут будет стоять громадное здание в виде приплюснутой «шайбы», где разместится гостиница на 300 номеров. «Шайба» расположится в центре условного курдонера, который образуют несколько деловых зданий. В конце двора и встанет новый корпус Смольного, на крыше которого будет создан купол в виде... НЛО. Правда, инопланетян, скорее всего, там не будет: купол займет смотровая площадка «Скай-бар». Оттуда посетители смогут увидеть Неву. Соответственно, и с Невы можно будет увидеть НЛО – над домами Синопской набережной.

Внутри административного здания предполагается «насыщенная объемно-пространственная композиция», состоящая из атриумов, мостов, переходов и лифтовых групп – все в сочетании «структурного остекления и хромированного металла». Одно слово – хай-тек.

Под комплексом намечено спрятать подземную автостоянку. Специально для нее выроют котлован глубиной в два этажа. А вместит он примерно 3 тысячи машин.

...По словам девелоперов, память о трамвайном парке они обязательно сохранят. Сейчас обсуждаются разные идеи. Это, к примеру, может быть воссозданная краснокирпичная кладка в центре двора-курдонера или даже кусок рельсов наподобие того, что «оставили» посреди тротуара на Адмиралтейском проспекте.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100