Новости Петербурга

Трагедия Вики Соколовой: самоубийства не было, виновных тоже

11:32:07, 09 июня 2008
10 марта, на станции Невский проспект она оступилась и упала в пространство между вагонами. Падение заметили, но поезд никто даже не попытался остановить. Двери закрылись, состав тронулся, и девушка погибла. ГАZЕТА. CПб уже писала об этом. Напомним, в понедельник 10 марта, в 10:30, на пути упала молодая девушка - Виктория Соколова (на фото) направлялась со станции метро Московская на Пионерскую . Причины, которые заставили ее покинуть вагон на Невском проспекте , неизвестны. В газете Тайный советник сегодня вышла большая статья об этом случае. Фонтанка.ру, приводит подробности. На станции Невский проспект она оступилась и упала в пространство между вагонами. Падение заметили, но поезд никто даже не попытался остановить. Двери закрылись, состав тронулся, и девушка погибла. Официальная проверка пришла к выводу, что виновата сама пострадавшая, ее смерть вполне могла быть и суицидом. А значит, никого привлекать к ответственности не нужно, и система безопасности метрополитена в улучшении не нуждается. Подкосились ноги Несчастный случай произошел утром в понедельник 10 марта. Был третий подряд выходной день, поскольку 8 марта в этом году пришлось на субботу. Как показывает видеозапись с камеры, установленной на платформе, в 10.28 на станцию Невский проспект прибыл поезд со стороны Сенной площади . Из третьей двери 7-го вагона вышли восемь человек. Вика Соколова (одета во все темное, с сумкой на правой руке) вышла предпоследней и вместе со всеми направилась к ближайшему выходу с платформы. Вышедшая перед ней девушка (одета в светлое) пропустила Вику вперед, дождавшись свою подругу, выходившую из вагона последней. Таким образом, весь путь Вики по платформе видели перед собой сразу две девушки, остальные пассажиры либо уже зашли в вагоны, либо ушли в сторону эскалаторов. Поезд продолжал стоять с открытыми дверями. Через несколько шагов Вику отчетливо качнуло влево, она слегка ударилась о стену. Потом девушка непроизвольно отшатнулась вправо, но удержала равновесие и направилась вдоль состава так она прошла практически все расстояние между второй и первой дверями 7-го вагона. Затем ее резко повело вправо у нее, и это видно отчетливо, подкосились ноги. Она сделала три шага и свалилась на рельсы в пространство между 7-м и 6-м вагонами. Момент падения заметила девушка в светлом она рукой задержала свою подругу и не давала той уйти с платформы. Примерно 4 секунды эти подружки стояли и в замешательстве смотрели в сторону межвагонного пространства, куда на их глазах упала девушка. Потом приняли решение и ушли с платформы, вместо того, чтобы придержать двери поезда, крикнуть или как-то еще привлечь внимание пассажиров и машиниста. Хотя времени для этого было достаточно. Поезд закрыл двери и поехал спустя 8 секунд. То есть, с момента падения Вики на рельсы до отъезда поезда прошло около 12 секунд. Электричка ушла, раздавленное тело осталось лежать под платформой. Примерно через 40 секунд после отправления состава подружки вернулись, чтобы посмотреть на рельсы. Одна из них подошла к самому краю платформы и заглянула вниз. После этого обе развернулись и быстро ушли. Еще через полминуты прибыл следующий состав он экстренно остановился, не доехав нескольких метров до лежащего на рельсах тела. Сама виновата Вику похоронили спустя три дня под Волховом. Предварительно судмедэксперты сделали забор материала на анализ чтобы определить, в каком состоянии находилась погибшая. Забегая вперед, обозначим: официальных результатов экспертизы нет до сих пор, и формально проверка обстоятельств происшествия продолжается. Однако спустя месяц после трагедии, 10 апреля, Михаил Калганов, старший следователь отдела следственного комитета при прокуратуре Центрального района Петербурга вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Из этого документа следует несколько выводов: Во-первых , все сотрудники метрополитена, дежурившие в момент происшествия, действовали сообразно инструкциям. И, таким образом, их вины в произошедшем нет пусть даже они и оказались невнимательными, не заметив падения Вики. Во-вторых , девушки-свидетельницы трагедии, также ответственности не подлежат. Следователь Калганов объясняет это так: Органы предварительного следствия, анализируя поведение данных двух девушек, не предпринявших никаких мер к подаче сигнала машинисту электропоезда для остановки данного электропоезда, рассматривают его как аморальное, вместе с тем, действующий уголовный закон не предусматривает уголовной ответственности за подобные деяния (бездействие), т.к. данные лица не имели реальной возможности к оказанию помощи, не были обязаны заботиться о пострадавшей, и лично не поставили пострадавшую в опасное для ее жизни или здоровья состояние . Сюжет программы Время про этот случай Третий вывод следователя : это происшествие вполне могло быть суицидной попыткой. Оказывается, в мобильном телефоне Вики Соколовой были сообщения со стихами, вероятно, ее собственного авторства: имеются СМС-сообщения неопределенно-суицидального характера, что в целом, с учетом в совокупности обстоятельств произошедшего, позволяет сделать вывод о том, что с Соколовой О.В. имел место несчастный случай при наличии особого состояния пострадавшей Соколовой О.В. (орфография документа сохранена видимо, следователь перепутал инициалы, поскольку погибшую звали Соколова Виктория Олеговна). Все три вывода следователя мы попытались проверить самостоятельно и обратившись к специалистам. Картина получилась не такой однозначной, как в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Могли спасти, но прошли мимо Можно с оговорками согласиться с первым выводом следствия. Действительно, падение произошло настолько быстро и внезапно, что даже шедшие следом в трех метрах девушки не поверили своим глазам. Четко увидела падение и обратила внимание подруги лишь одна из них. Допустим, что при этом ни машинист, ни дежурная по станции также не успели заметить падения Вики в пространство между 6-м и 7-м вагонами. Допустим, что действовали они при этом в четком соответствии со своими должностными инструкциями. И, соответственно, вины сотрудников метрополитена в трагедии нет. Пресс-секретарь ГУП Петербургский метрополитен Юлия Шавель говорит, что широкую известность получают в основном трагические случаи. А вот ситуации, при которых дежурные на платформе спасают просто оступившихся или откровенно нетрезвых людей, в прессе не освещаются. Но таких случаев немало. Второй вывод. Поведение девушек, ставших свидетелями падения и не предпринявших никаких действий по спасению упавшей Вики Соколовой, следует всего лишь признать аморальным. С точки зрения опрошенных нами юристов, следователь правильно определил, что девушки не подлежат уголовной ответственности. Статья 125 УК РФ Оставление в опасности подразумевает наказание только для тех, кто обязан был заботиться об оказавшемся в беспомощном состоянии, а также для тех, кто сам поставил потерпевшего в состояние, опасное для жизни или здоровья. И, таким образом, любой прохожий может пройти мимо погибающего это его право помочь или пройти мимо. Никто не осудит за то, что помощь не была оказана. Суицида не было Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела можно понять, что следователь не опрашивал тех, кто видел Вику Соколову в последние часы ее жизни, но тем не менее сделал вывод о возможной суицидальной попытке со стороны погибшей. Сам следователь по телефону сообщил, что не желает комментировать журналистам свое решение ни в какой его части. Поэтому нам остается только догадываться о мотивах этого должностного лица. Опрошенные друзья и знакомые Вики Соколовой рассказали, что она была очень светлым и хорошим человеком, жизнерадостной и веселой девушкой. Училась на 3-м курсе факультета менеджмента и экономики в петербургском университете культуры и искусств. Однокурсники видели ее плачущей лишь однажды когда на втором курсе она не сдала экзамен. Пересдача прошла успешно, да и в принципе девушка училась хорошо. По свидетельству ее друзей и приятелей, Вика не употребляла наркотики, не злоупотребляла алкоголем, даже не курила. Выпивала по праздникам как все. Никогда и ни с кем из опрошенных однокурсников она не говорила о том, что жизнь ее не устраивает, никаких высказываний о возможном суициде не допускала. На ее страничке Вконтакте - 167 друзей, довольно много для 20-летней девушки. Из дома, со станции метро Пионерская она вечером 9 марта поехала в гости к своей подруге Оле в район станции метро Московская . ВИДЕО: ЗАПИСЬ С КАМЕРЫ НАБЛЮДЕНИЯ Оля и большинство близких друзей Вики, ее родители и родственники пережили шок от трагической потери. После случившегося их атаковали многочисленные журналисты, готовившие телепередачи из серии кровавые драмы в метро . Поэтому на контакт с представителями прессы они идут неохотно. Есть и еще одна причина для отказа до сих пор не готова судебно-медицинская экспертиза, призванная определить, в каком состоянии находилась Вика Соколова в момент своей гибели. Есть опасение, что результат экспертизы окажется не безоблачным. Впрочем, трезвой или нетрезвой вошла девушка в метро утром 10 марта не столь важно для выяснения обстоятельств трагедии. Третий выходной день подряд, все отдыхают, Вика ехала от подруги в выходной день, поэтому допустим вероятность того, что накануне она употребляла спиртное. В метро она по всем расчетам должна была зайти около 10 утра на Московской , чтобы ехать в сторону Пионерской . Почему же тогда Вика вышла из поезда, не доехав до своей станции четырех остановок? Вероятнее всего, нехорошо себя почувствовала в вагоне. Допустим, например, что ей стало душно, и она решила выйти на улицу подышать воздухом. А на платформе не смогла удержать равновесие. Постановление следователя Калганова позволяет сделать другой вывод: пострадавшая могла намеренно броситься между вагонами, ведь в ее телефоне хранились СМС-сообщения неопределенно-суицидального характера . С разрешения близких Вики мы публикуем ниже некоторые из этих стихов. В свою очередь, чтобы понять, насколько обоснованным был вывод следствия об их характере, мы показали все СМС-ки нескольким специалистам соответствующего профиля и задали каждому четыре вопроса: 1.Свидетельствуют ли представленные для исследования стихи о намерении их автора совершить суицид?; 2.Свидетельствуют ли стихи о том, что автор допускает для себя возможность суицида?; 3.Могут ли эти стихи служить доказательством однозначного намерения их автора совершить суицид?; 4.Могут ли они служить единственным доказательством того, что их автор планировал или допускал возможность совершить суицид? Все опрошенные нами психологи, психиатры и филологи ответили однозначно и отрицательно на каждый из поставленных вопросов. Вот имена некоторых из опрошенных экспертов: практикующий с 1986 года врач-психиатр РЛДМЦ Бехтерев Александр Сейсян, который более 15 лет возглавлял кризисные службы психоневрологического диспансера №1 и городской детской психиатрической больницы №9; Андрей Зыков, Ирина Алексеева и Илья Новосельский психологи петербургского Фонда кризисной психологической помощи детям и подросткам Новые шаги , каждый практикует более 10 лет, Елена Геккина старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН, кандидат филологических наук. Таким образом, специалисты сделали вывод: трагедия, произошедшая в метро 10 марта, точно не была суицидом. Чем выгодно самоубийство? Интересы родителей Вики Соколовой, трагически погибшей в метро, представляет адвокат Юрий Новолодский, президент Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака. По его словам, родители погибшей не планируют добиваться материальной компенсации от метро. Позиция семьи Соколовых формулируется так: Мы хотим одного - чтобы больше таких трагедий не повторялось, чтобы метрополитен принял меры и защитил пассажиров от падения между вагонами! Это станет лучшей памятью нашей дочери . Однако, вывод следователя о суициде позволяет оставить все как есть. Юрист Новолодский пояснил: Статья 1079 Гражданского Кодекса гласит, что владелец источника повышенной опасности освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Суицид это умышленное действие потерпевшего. Если следствие приходит к выводу, что трагедия была самоубийством, то метрополитен освобождается от гражданско-правовой ответственности, а его сотрудники, не заметившие падения человека с платформы, не подлежат другим видам ответственности . Как сделать метро безопасным Закрыть пространство между вагонами какими-либо накладками (например, из мягкого пластика) технически невозможно, - сообщила пресс-секретарь ГУП Петербургский метрополитен Юлия Шавель. - Делать любые накладки на вагоны запрещено из-за высокого напряжения в 825 Вольт. Есть опасность того, что их падение на контактный рельс может привести к короткому замыканию и пожару. А при прохождении кривых в тоннелях накладки будут постоянно подвергаться деформации. Поэтому в метро нельзя сделать гармошки наподобие троллейбусных, на вагонах установлены только заводские несъемные металлические ограждения три штуки, каждое по 12 см длиной. Любые загородки, установленные на самих платформах, могут привести к большому количеству травм и несчастных случаев, поскольку поезда стремительно прибывают на станции . Юлия Шавель говорит, что в метрополитене делают все возможное, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Практически все рабочие места дежурных по станциям оснащены мониторами видеонаблюдения. Это позволяет увидеть сразу несколько участков станции: обе платформы, наклонный ход, лестницы и переходы. Перед глазами дежурного сразу четыре-пять мониторов, на каждый из них выведены сразу несколько камер наблюдения. Это позволяет при необходимости оперативно вмешаться в ситуацию, например, используя громкую связь, либо экстренно связаться с главным диспетчером и сообщить о происшествии. Но одновременно получается, что далеко не всегда дежурный по станции видит перед собой показания камер на платформах одному человеку просто физически не уследить за всеми наблюдаемыми территориями. На мониторе объект видеонаблюдения постоянно меняется и существует вероятность того, что зафиксированное камерой ЧП дежурный увидит не сразу. Машинист тоже не может все время стоянки неотрывно смотреть в зеркало заднего вида. К тому же в него он хорошо видит то, что происходит в районе первого, второго и последнего вагонов. Получается, что молодая девушка погибла ввиду объективных трудностей, не в результате ошибки сотрудников метрополитена. Но люди не должны гибнуть в метро вне зависимости от того, какими объективными трудностями объясняется трагедия! Необходимо либо набрать больше сотрудников, которые будут безотрывно наблюдать за показаниями всех камер и присутствовать на платформах во время прибытия и отправления поездов. Либо установить технические средства, что дешевле и надежнее. Например, в начале и конце каждой открытой платформы могут быть установлены видеокамеры, которые передают на экран в кабине машиниста и комнате дежурного по станции картинку пространства под платформой. Перед отправлением поезда машинист будет обязан убедиться, что под платформу не свалился человек. Стоимость одной такой камеры с установкой и подключением к системе видеонаблюдения не превысит сегодня десяти тысяч рублей. Всего в петербургском метро около 120 открытых платформ, на каждую необходимо установить две камеры. То есть, оборудование станций такой системой, позволяющей предотвратить гибель людей, обойдется примерно в 2,5 миллиона рублей. Сумма вполне подъемная для метрополитена Петербурга. Еще один вариант система лазерных лучей, прерывание которых сигнализировало бы машинисту о том, что под платформу упал человек или предмет. Нужно еще раз подчеркнуть, что оступиться и упасть в пространство между вагонами может любой пассажир. Неважно, закружится у него голова и человек потеряет координацию движений, или его в час пик в давке спихнут туда сограждане, не заметив в толчее потери рядовой человеческой единицы.

Газета.СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100