Новости Петербурга

Коллекция Лобановых-Ростовских откроется в сентябре (видео)

15:37:16, 23 июня 2008
Сокровища Константиновского дворца пополнятся одной из самых известных в мире частных коллекций собранием князя Лобанова-Ростовского. О покупке коллекции сегодня официально объявил управделами президента Владимир Кожин. Сейчас она находится в специальном хранилище в Кёльне, а вскоре ее перевезут в Санкт-Петербургский театральный музей. Для публики выставку торжественно откроют в начале сентября, передает НТВ-Петербург. Как пишет Коммерсант , Владимир Кожин сообщил, что переговоры с живущим в Лондоне князем Никитой Лобановым-Ростовским о приобретении его собрания велись с конца прошлого года, оценкой занимались эксперты, искусствоведы и финансисты, а 15 февраля 2008 года знаменитая коллекция была куплена благотворительным фондом Константиновский за $16 млн. Эту сумму заплатили за 810 произведений театрально-декорационного искусства (эскизы костюмов, декораций, афиши, программки), созданных примерно 140 русскими художниками в 1880-х - 1930-х годах. Журналистам показали слайды с работ Льва Бакста, Ивана Билибина, Александра Бенуа, Константина Коровина, Николая Рериха, Марка Шагала, Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Павла Челищева, Сони Делоне и других больших художников. Пока собрание находится в спецхране в Кельне, но вскоре прибудет в Россию. Коллекция Лобановых-Ростовских является собственностью фонда Константиновский , капитал которого, по словам господина Кожина, целиком частный , однако будет передана на временное хранение в госучреждение: уже в сентябре все эти сокровища выставят в двух шагах от Александринского театра - в петербургском Музее театрального и музыкального искусства. А впоследствии собрание Лобановых-Ростовских, скорее всего, переедет в конгресс-центр, который сейчас строят в государственном комплексе Дворец конгрессов в Стрельне, - переоборудованием Константиновского дворца и парка под эту правительственную резиденцию как раз и занимался фонд Константиновский . То есть в будущем коллекция Лобановых-Ростовских, купленная обществом анонимных благотворителей, окажется по соседству с коллекцией Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, купленной Алишером Усмановым и разместившейся в Константиновском дворце. У коллекции Лобановых-Ростовских репутация двойственная. С одной стороны, это уникальное по масштабу частное собрание русского театрально-декорационного искусства первой трети XX века, особо ценное для России тем, что восполняет пробел в наших знаниях о крайне плодотворной работе художников-эмигрантов в театрах Европы и Америки. Здесь и мастера дягилевских балетов, из костюмов и декораций которых выросло европейское art deco, и авангардисты ранга Натальи Гончаровой и Эль Лисицкого, и прочие деликатесы, от каких текут слюнки у Третьяковки и Русского музея. С другой стороны, русский авангард, имевший хождение на западном рынке начиная с 60-х годов, был дискредитирован многочисленными подделками. Владимир Кожин уверял, что количество сомнительных вещей в собрании Лобановых-Ростовских не превышает 1%. Однако на вопрос корреспондента Коммерсанта , были ли среди экспертов, оценивавших коллекцию, специалисты по авангарду, господин Кожин уклончиво отвечал, что экспертов было очень много, но по именам назвал только двух. Это член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения, проректор петербургской Репинки и реставратор высшей квалификации Юрий Бобров - крупнейший специалист, но по древнерусской живописи, иконам и фрескам. И ведущий научный сотрудник петербургского Музея театрального и музыкального искусства Елена Грушвицкая, специализирующаяся на современном театрально-декорационном искусстве. В этом контексте примечателен один пассаж из пресс-релиза фонда Константиновский относительно копий, трафаретов и калек, обильно представленных в коллекции Лобановых-Ростовских: Специфическая особенность произведений театрально-декорационного искусства, в том числе и находящихся в данной коллекции, заключается в том, что художники, работая над постановкой спектакля, нередко повторяли собственные эскизы, используя трафареты, кальки и копировальные материалы . Интересно, что разговоры о продаже коллекции впервые прозвучали еще в 1994 году, когда ее показали в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. Но тогда речь шла о закупке в музей только 200 отобранных экспертами работ, которые были оценены в $3,5 млн. Три года спустя князь Лобанов-Ростовский в интервью Ъ объяснил, что сделка не состоялась, потому что музей не смог найти финансирование. В 1999 году возник новый претендент на коллекцию - Зураб Церетели, который хотел купить ее для открывавшегося Московского музея современного искусства. В переговорах фигурировала сумма $3 млн, но стороны так и не пришли к согласию. И вот, наконец, с третьей попытки знаменитому коллекционеру удалось целиком продать свое собрание на историческую родину, которая теперь в таких вопросах не мелочится. ВИДЕО НТВ

Газета.СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100