Новости Петербурга

Культпоход на Сталепрокатный

01:17:08, 17 июля 2008

Косая линия в архитектуре

К назначенному часу на 25-й линии Васильевского острова собрались специалисты КГИОП и несколько журналистов, которые воспользовались редкой возможностью попасть внутрь уникальной водонапорной башни бывшего завода «Красный гвоздильщик». Члены совета, сославшись на занятость и летние отпуска, экскурсию проигнорировали.

Как рассказал Андрей Маревский, представитель инвестора, взявшего прежний бренд «Сталепрокатный завод», само промышленное предприятие, которое выпускало стальную ленту, испытывало конкурентные проблемы с 1998 года и полтора года назад закрылось окончательно. Сейчас помещения, пригодные для использования, сдаются в аренду, на месте завода будет многофункциональный комплекс с отелем, жильем, магазинами и офисами.

Для проектирования выбрана архитектурная мастерская во главе с Марком Рейнбергом, который отклонил пожелание инвестора полностью снести административный корпус. В проекте сохранен его фасад, выходящий углом на 25-ю и Косую линии, получился диалог профессионала и денег.

Осмотрев внутреннюю начинку здания, которое должно стать отелем, специалисты КГИОП укрепились в своем мнении о необходимости сохранить вестибюль с «египетскими» колоннами и деревянную лестницу. Здание было построено в 1953 году, мания секретности, сопровождавшая холодную войну, спрятала от нас имя архитектора, который создал скромный, но выразительный образец позднего сталинского ампира. Двухсветный актовый зал завода выдержан в том же стиле.

Большая часть территории завода представляет собой полуразрушенные корпуса, построенные за полтора века, куда по очереди приезжают киногруппы снимать боевики и фильмы про войну. Кирпичные постройки, одна – уже без крыши, относятся к середине XIX века и принадлежали фабрике по производству художественной бронзы Ф. Шопена. Они останутся только на кинолентах.

Что ожидает наследие Чернихова

Канатный цех и водонапорная башня архитектора Якова Чернихова построены в 1930 – 1931 годах и находятся в том состоянии, которое реставраторы обычно называют ремонтнопригодным, а строители – близким к аварийному. Что касается башни, наружный вид много лучше внутреннего. Бетонная лестница на нижних этажах прилично сохранилась, верхняя железная имеет метровые провалы. До нашего посещения ее досконально облазил немецкий студент-архитектор, который готовил по башне дипломную работу. До сих пор шлет благодарственные мейлы.

В башне предполагается создать небольшой музей, о чем ведутся переговоры с Фондом Чернихова. Канатный цех перестраивался, и от авторского оригинала остались фасады с замечательным круглым козырьком над входом на 25-й линии. Тем не менее специалисты КГИОП предложили сохранить не только этот фасад, но и весь объем здания. Для его приспособления под пассаж достаточно пожертвовать поздними переделками. В ближайшие недели проект многофункционального комплекса на месте Сталепрокатного завода будет обсужден на Градостроительном совете Петербурга.

Впрочем, дискуссии представителей охраны памятников с инвестором могут оказаться чисто академическими. Угроза наследию Чернихова идет с другой стороны. По неофициальной информации, по просьбе Горного университета новый мост через Неву перенесли от створа 22-й и 23-й линий в створ 24-й и 25-й. В этом случае водонапорная башня окажется на обочине напряженной транспортной магистрали. На официальном сайте компании «Стройпроект», разработавшей новую переправу, указано именно такое расположение шестиполосного моста с самым длинным в мире разводным пролетом – 120 метров.

По другим источникам, дискуссия относительно расположения моста еще не закончена. Он сильно усложнит транспортную ситуацию в этой части Васильевского острова. Во-первых, линии слишком узкие для приема машин с трех полос, придется спилить все деревья. Во-вторых, не обеспечено транзитное движение через остров. Кроме того, на левом берегу на Матисовом острове планируется строительство жилого комплекса «Новая Коломна», мост упрется прямо в него.

Спасем незащищенное?

В отличие от Совета по культурному наследию правление Союза архитекторов Петербурга легко собрало кворум. Если оставить за скобками эмоции, то архитекторы, недавно обвиненные в серьезных градостроительных ошибках («Монблан» и прочие у всех на слуху и на виду), признали, что всерьез и надолго попали в центр общественного внимания. Авторитет профессии можно поднять, если не идти на поводу у инвесторов, требующих повыше и побольше, особенно в историческом центре. А чтобы иметь право на равных разговаривать с нашими капиталистами, надо участвовать и побеждать в архитектурных конкурсах за границей.

Профессиональное сообщество еще раз высказало свое негативное отношение к проекту небоскреба «Охта-центр». Архитекторы подробно обсудили роль Градостроительного совета. Формально он является совещательным органом при главном архитекторе Петербурга. Но раз городские власти заявили о том, что градсовет обладает правом принимать решения, то на его заседаниях должно быть обязательным голосование и приниматься только один из трех вариантов решения – рекомендовать к реализации обсуждавшийся проект, отправить на доработку, отклонить. Доработанный проект обязательно снова обсуждается на градсовете, а не одобряется главным архитектором в рабочем порядке.

Правление приняло декларацию «Спасем незащищенное», посвященную образцам советской архитектуры, которые не находятся под охраной, в частности Морскому вокзалу в Гавани. Полный список «незащищенного» обнародуют осенью, поскольку идет спор о количестве. Или зданий будет не больше 20 и за них надо стоять насмерть, или составить «лонг-лист» из полусотни объектов и сохранить пространство для компромиссов.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100