Новости Петербурга

Операция «Театр»

23:47:06, 17 августа 2008
Операция «Театр»

Это очень амбициозный проект. Результат должен стать делом чести не только для Петербурга, но и для всей страны. То, что сейчас происходит с деревянным театром на Каменном острове, требует для описания слова «впервые», «уникально», «противоречиво», «исключительно» и т. п. Задача стоит мудреная: адаптировать историческое здание XIX века, образец камерной театральной архитектуры эпохи позднего классицизма, под разнообразные функции самой современной театрально-концертной площадки.

Проблем с объектом предостаточно. Задания разработчикам даны противоречивые, даже взаимоисключающие: с одной стороны, реставрировать полуразрушенный театр, сохранив его историческую и культурную ценность, а с другой – перестроить, нашпиговать техникой. Идею разрушить театр до основания, а затем новый и красивый построить КГИОП и БДТ решительно отвергли. Решение нашли новаторское: перебрать театр буквально по бревнышку, а под цокольным этажом сделать еще несколько подвальных.

Взяв за основу строительную технологию top-down (вверх-вниз), которая применяется на Западе для новых высотных зданий (чаще – небоскребов) с развитой подземной частью (как правило, паркингом и техническими системами), на данном конкретном объекте ее приспособили под предлагаемые обстоятельства. «Снизу» копают, укрепляют, откачивают воду, устанавливают 840 титановых свай для страховки от сюрпризов подвижных грунтов с возможностью регулировать (гаечным ключом) высоту всей «коробки» театра, размещают сценическое оборудование и необходимые театру цеховые и подсобные помещения: зрительское фойе, буфет, гардероб, санузлы, гримерки и склады. А «сверху» не копируют из новых материалов, а именно кропотливо реставрируют, бережно сохраняя каждый подлинный элемент здания – от двухсотлетних гвоздей, которые выпрямляют и маркируют, до 4,5 тысячи бревен, каждое из которых тщательно обследуют, санируют и протезируют по стоматологическому принципу. От перекосов во время работ здание спасают временные распорки-ежики, а в каркас крепят металлические стяжки, аналогичные историческим. Деревянные стены готовят к круглогодичному функционированию, применяя новейшие методы теплоизоляции – паропроницаемую целлюлозу вместо морально устаревших льняных канатов, проложенных между бревен.

Все это в целом выглядит как дорогущая (уже потрачено 260 миллионов рублей из городской казны, а предполагается освоить около 760 миллионов) и сложнейшая хирургическая операция. Подобные работы в России еще не проводились, да и за рубежом аналогов нет. Если все пройдет хорошо, у нас появится еще один предмет для национальной гордости. Основные процессы должны завершить к зиме, а уже к дню рождения, 27 мая, город должен получить в подарок реанимированный новый старый театр.

История деревянного летнего театра на Каменном острове (кроме него в сегодняшней России сохранился всего один такой театр – в подмосковном Архангельском) весьма драматична. Первое здание по проекту архитектора Смарагда Шустова построили в 1827 году всего за сорок дней. Предполагалось, что сооружение для выездных спектаклей столичных театров будет временным, однако, несмотря на частые наводнения и размывающие основания стен высокие грунтовые воды, тот театр простоял почти двадцать лет. Деревянные стены ветшали, подвергались атакам грибков, плесени и насекомых-вредителей, сырой климат убыстрял процесс разрушения. В 1844 году встал вопрос о полной разборке «по факту гниения». По проекту архитектора Дирекции императорских театров Альберто Кавоса (построившего Мариинский театр и восстановившего Большой театр в Москве после пожара 1853 года) здание Каменноостровского деревянного театра было построено практически заново.

Интерьерами деревянного театра сегодня занимаются главный архитектор проекта Владимир Бурыгин и главный художник БДТ Эдуард Кочергин. Будущее этого храма искусств (пока в графическом исполнении) выглядит впечатляюще – как диковинная компьютерная игра. Задуманы поплановые, боковые (для декораций) и электрифицированные (с софитами) штанкетные подъемы, движущиеся кулисы и задники, подъемно-опускные площадки оркестровой ямы, основной сцены и авансцены. При желании (а скорее всего, город вменит это театру в осознанную необходимость – или театр сам захочет заняться маркетингом), на Каменном острове будут идти не только драматические, но и оперные, и балетные спектакли, и симфонические концерты.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100