Новости Петербурга

Талант виден только вооруженным глазом

16:37:13, 19 августа 2008
Талант виден только вооруженным глазом

Посмотрев в специальное стеклышко, не веришь своим глазам. На срезе виноградной косточки выгравированы две блохи. Передняя положила лапку на наковальню, рядом кувалда. Обе блохи привязаны бантиком к колышкам-волоскам. Вся композиция выстроена на фоне пластинки уральского малахита, где написано: «Мужчина может иметь безобидное хобби». Стоит оторвать взор от микроскопа, видишь только крохотное зернышко. Вот уж точно безобидное хобби, если учесть, что высота изображения не превышает и 0,3 мм.

Человека, который позволил себе иметь такое «безобидное хобби» зовут Владимир Анискин. Кандидат физико-математических наук, большую часть времени посвящающий научной деятельности, он считает микроминиатюры способом отвлечься от основной работы. Все началось с удачно найденной Анискиным в библиотеке родного Новосибирска книги под названием «Тайна невидимых шедевров» Г. И. Мишкевича. В ней автор рассказывает о искусстве росписи акварелью рисовых зерен, существовавшем в Древних Китае и Японии. Сохранилась только одна из древнейших микроакварелей эпохи династии Тан, хранящаяся в Лувре.

Логически осмыслив прочитанное, как и подобает человеку с математическим складом ума, будущий микроминиатюрист Владимир Анискин начал думать, где достать подходящий микроскоп. Первые работы создавались при помощи самого простого детского прибора. Так было создано, например, рисовое зернышко с текстом из 2027 букв. Или подкованная блоха, которую любезно одолжил художнику домашний кот Казимир.

Наверное, некоторые помнят выставку, открывшуюся два года назад в Петропавловской крепости. На ней помимо работ Анискина были представлены микроминиатюры еще десяти мастеров. Основу экспозиции составляли крошечные портреты членов царской семьи и известных политиков, выполненные на жемчужных зернах. Но символом выставки была выбрана та самая подкованная Владимиром Анискиным блоха. Именно тогда художник познакомился с Татьяной Ковша, президентом Международной гильдии мастеров, которая и предложила умельцу из Новосибирска открыть в Петербурге отдельное выставочное пространство, чтобы искусство микроминиатюры стало доступно и для широкой аудитории. Название долго обдумывать не пришлось – «Русский Левша». Так, спустя два столетия сказка Лескова стала былью.

Коллекция, выставленная на улице Марата, состоит исключительно из работ самого Владимира Анискина, созданных им за последние несколько лет. На выполнение одной такой диковинки уходит от одной недели до полугода, и, соответственно, каждые полгода в Петербург из Новосибирска прибывает очередной экспонат. Несмотря на сравнительно небольшой выставочный зал, с проблемой нехватки места для новых произведений художник еще не сталкивался: микроминиатюры постоянно путешествуют на временные выставки в разные города России.

Некоторые экспонаты напоминают драгоценности, предназначенные для Дюймовочки. Миниатюрные серьги из золота без микроскопа не разглядишь, но надеть их можно. Серьги были изготовлены художником в подарок бабушке, а следующий подарок, на этот раз жене в честь десятилетней годовщины свадьбы, выполнен на торце конского волоса диаметром 0,12 мм – две розы. Другой пример именно ювелирных тонкостей – пасхальное яйцо, сделанное из слоновой кости, инкрустированное множеством золотых шариков. Естественно, это богатство можно рассмотреть только под микроскопом.

Так же, как акварели на срезе яблочной косточки, своего рода национальный вариант древнейших японских миниатюр на рисовых зернах. Крохотное семечко, проглотишь и не заметишь, а глянешь в увеличительное стекло – настоящая живописная композиция с бутылкой вина, бокалами и гроздью винограда. Следом читаешь надпись «Задача искусства – волновать сердца», написанную черной краской на продольном срезе человеческого волоса.

В игольном ушке, оказывается, могут поместиться целых семь верблюдов: микроскопические фигурки из платины высотой 0,07 мм «бредут» на фоне заходящего солнца, нарисованного внутри игольного ушка масляными красками...

Не забывает Левша и о том, что он все-таки русский Левша. Флаг России на торце волоса или Георгиевский крест и орден Славы на половинках макового зернышка – что называется, как умеем, так и славим родное Отечество. Но юмор всегда побеждает пафосную символику, и мастер изображает российские самолеты на спинке божьей коровки.

Пусть это не тот случай, когда яркий талант виден невооруженным глазом. Зато в музее предусмотрены условия, необходимые для того, чтобы зрительский глаз должным образом вооружить. И настроив микроскоп в соответствии со своим зрением, увидеть чудо чудесное.

В толстой книге отзывов, почти полностью исписанной благодарными посетителями, корявым детским почерком написано: «Художник заслуживает I место в конкурсе «Удиви Россию!». На следующей странице семилетний Даня зовет к себе в гости, чтобы и его научили «так делать». И уточнение в конце: «Я уже большой, мне разрешат». Правда, Владимир Анискин предупреждает, что секреты микроминиатюры передаются только по наследству. Поскольку сын художника еще совсем кроха, очевидно, что новый Левша появится не скоро. И, как гласит пояснительная надпись к одному из миниатюрных произведений, «Маленькой белой пешке предстоит пройти долгий путь, чтобы сделаться королевой».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100