Новости Петербурга

Проекты и прожекты

21:02:04, 19 мая 2009

Самый яркий «прожект» отражен в переписке партийного вождя Григория Зиновьева и наркома просвещения Анатолия Луначарского и протоколах совещания «Комиссии по вопросу о переустройстве Александровской колонны». Документы относятся к 1924 году. Луначарский призывает не устанавливать вместо ангела скульптуру Ленина, что только выставит власть на посмешище. Зиновьев уступает интеллигенции: пусть останется образец скульптуры эпохи ампира. Но неутомимая комиссия и позже обсуждает, кем заменить ангела – рабочим или красноармейцем.

Активно выступает в письмах и население, но власти в ответах отвергают предложение устроить сад на крыше колоннады Казанского собора, как портящий вид ценного здания и маловместимый. В 1920 году проходил конкурс на памятник автору Казанского собора Андрею Воронихину в Казанском сквере. Строгие судьи во главе с Александром Бенуа и Владимиром Курбатовым не нашли проекта, достойного такого места. Архивы сохранили их «голоса».

В 1935 году появились предложения о строительстве на Невском проспекте подземных переходов. Архивы не сохранили ответа Андрея Жданова на это предложение, а проблема остается актуальной – подземных переходов не хватает по-прежнему.

Еще одним народным «прожектом», придуманным в первый послевоенный год, была идея соединить все пять вокзалов «воздушной электрической железной дорогой». Ее отвергли как нарушающую исторический центр – Таврический сад, Суворовский и Невский проспекты. Эта идея известна с 1910-х годов, тогда она выглядела совершенно серьезно, как, впрочем, с необходимыми оговорками и сейчас, когда город стоит в пробках, а метро и мосты строятся очень медленно.

К сожалению, остались «прожектами» решения Ленгорисполкома 1988 года о создании Музея декабристов в Аптекарском переулке и культурного комплекса в Апраксином дворе.

Самый главный проект – «Проект планировки Ленинграда», датированный декабрем 1935 года, предлагал создать новый городской центр с Дворцом Советов на нынешней Московской площади и в дальнейшем развивать город только на юг. Архивное фото с самолета 1939 года сохранило недостроенное здание среди огромного пустого пространства. Реализации этого плана помешала война. Но, если представить, что к нему вернулись бы позже, возможно, сейчас пробок было бы меньше, а исторический центр остался заповедным Петербургом ХIХ века.

Тем, кто не утратил интерес к Николаю Васильевичу Гоголю после шумного празднования его 200-летия, будут любопытны материалы, связанные с попыткой установить памятник писателю в 1939 и 1952 годах на Манежной площади. Это был проект, ставший со временем «прожектом», а бронзовый Гоголь появился в другом месте по другому проекту.

Реальные цифры содержатся в справке о возможных потерях при отмене платы за проезд на городском автобусе. В ценах 1965 года (городской батон – 13 копеек) они составили бы 39 млн рублей в год.

Ни один подобный документальный показ не обходится без фотографий Карла Буллы. На этот раз это «Рабочие на стройке Второго казенного винного завода на Ватном острове». Снимок сделан в 1896 – 1897 годах. В ближайшее время потребуется новый Булла, чтобы увековечить снос складов под проект «Набережная Европы».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100