Новости Петербурга

В танце важна поддержка

23:37:10, 11 января 2010
В танце важна поддержка

Таня приехала в Петербург из Барнаула, чтобы танцевать. В принципе танцевать можно и там, но у нас здесь культурная столица и все такое, поэтому из Барнаула кажется, что здесь просто рай, стоит только приехать, как все наладится. Таня танцует, как и хотела, – она сотрудничает с танцевальной компанией Натальи Каспаровой, а в перерывах (длительных, к слову) бегает по халтурам, потому что участием в спектаклях известной труппы заработать невозможно.

Труппа Натальи Каспаровой в основном гастролирует за рубежом, как и большинство участников движения современного танца в России. За тринадцать лет существования школы Каннон Данс, основанной Вадимом и Натальей Каспаровыми в надежде на то, что это «странное» искусство наконец выйдет из подполья и они смогут заниматься любимым делом, в ее положении мало что изменилось. Были поставлены спектакли, организованы несколько фестивалей (Open Look, Kinodance), на которые съезжаются участники и зрители со всего мира, из школы выпускались и продолжают выпускаться ученики, некоторые из них становятся профессионалами. Школ, которые предлагают обучение современному танцу, в Петербурге немало. Выступать же, странным образом, негде.

Когда-то у Каннон Данс был свой дом в ДК Первой пятилетки. Там было все: и труппа, и залы, и все удобства для всех. ДК снесли, Каннон Данс раскидало по разным домам – зал здесь, зал там, крохотный офис в третьем месте. Можно и так жить, но утомительно. «В принципе, – говорит Вадим Каспаров, – мы понимаем, что у любой организации есть свой срок жизни: рождение, развитие, а потом либо смерть, либо трансформация. Мы сейчас находимся в процессе трансформации». Они стараются.

Своими силами трансформацию не потянуть – нужен качественно иной рывок, другие резервы. Каспаров: «Три года назад мы обратились в комитет по культуре с предложением сделать Каннон Данс государственным. Сейчас уже понятно, что без государственной поддержки, вообще – без государственной политики, современному танцу не выжить. Во всем мире государство занимается его поддержкой, но не у нас».

По словам Натальи Каспаровой, «даже на периферии современный танец воспринимают легче, чем в Петербурге. Даже в Сибири все гораздо лучше – там и трупп больше, и талантов тоже».

В бюджет этого года они, увы, не попали, но есть надежда на гранты, которые будут очень кстати, ибо планов своих Каспаровы не отменили. 12 января они открывают новый танцевальный зал на Казанской ул., 7, в здании, где обосновались разного толка творческие коллективы – от швейных мастерских до клуба фестиваля Де Ла Рук. И там есть еще одно помещение, где ремонт пока не завершен. Оно предназначено для дома танца. Именно ему и желательно стать государственным учреждением, для того чтобы задумка создателей осуществилась на сто процентов. «Для меня дом танца – это место, где молодые хореографы могут найти пристанище и воплотить в жизнь свои идеи, – сказал Каспаров. – И просто такое пространство, где смогут общаться все, кому интересен современный танец».

В этом большом зале с розовыми стенами, где еще не доведен до конца ремонт, Вадим показывает мне полки для будущей библиотеки. У них дома за годы жизни в профессии накопилось приличное количество литературы, которой не худо было бы поделиться с профессиональным сообществом. «А здесь я бы повесил экран, чтобы можно было киносеансы устраивать. А здесь зрителей бы посадил. А там отгородил бы пространство и сделал нормальный офис – он нам необходим, потому что подготовка фестивалей у нас проходит просто в нечеловеческих условиях».

Свое пространство нужно танцу как воздух, потому что даже на чужое пускают неохотно – давно ли вы видели афиши, анонсирующие выступление российской труппы? Зритель не видит танцоров, не понимает этого искусства, принимает за современный танец все, что ему предъявляют. «У зрителей волосы дыбом встают. «Боже мой, – думают они, – и это современный танец? Лучше я пойду балет посмотрю», – так отзывается о нынешнем положении дел Наталья Каспарова. «У вас сейчас есть своя труппа?» – спрашиваю. «Знаете, это уже остатки былой роскоши. Потому что с каждым разом удерживать людей все труднее», – говорит Наташа. Даже безмерно увлеченные танцем люди не могут жить одним воздухом. Таких энтузиастов, как Таня из Барнаула (на снимке), единицы.

Город обещал помочь. Каспаровы пребывают в диалоге с государственными людьми. Наташа на вопрос о том, что поставила бы, если бы ей сию секунду дали денег и помещение, отвечает, что мысли есть, но в некотором разброде. Хочется закончить борьбу, потому что в этом состоянии творить не очень удобно.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100