Новости Петербурга

Кинематографисты спасут "Ленфильм" без посторонней помощи

10:43:56, 28 сентября 2012
Кинематографисты спасут "Ленфильм" без посторонней помощи

"Искусство по-прежнему в большом долгу" (с). Похоже, эта крылатая фраза из фильма "Покровские ворота" для всемирно известной киностудии "Ленфильм" стала судьбоносной в прямом смысле этого слова. Студия уже не один год на грани банкротства и закрытия.

В борьбе за возрождение "Ленфильма" деятели искусства разделились на две группировки. В своих перепалках друг с другом они порой забывают о главной цели "войны". Что происходит со старейшей киностудией в России и во что она может превратиться, мы попытались разобраться в нашем материале.

Как все начиналось и к чему пришло

История "Ленфильма" началась в 1896г., когда в театре "Аквариум" (сейчас это четвертый павильон киностудии) состоялся первый публичный киносеанс в России. Датой основания студии считается 1918г., в конце апреля которого соответствующее решение принял Наркомпрос. Прежде чем получить всем известное название "Ленфльм", киностудия в течение 16 лет мучительно искала свой бренд. Началось все аж с "Петроградского комитета союза северных коммун", затем студия была переименована в скромный "Петроградский окружной фотокиноотдел". В дальнейшем киностудия побывала и фабрикой "Севзапкино", и ателье "Кино-Север". С 1924г. в названии уже звучало больше статусности - Ленинградская фабрика "Госкино", "Ленинградкино", "Совкино", "Союзкино", "Росфильм" и "Союзфильм". И только в 1934г. киностудию, наконец, начали называть привычным нам именем - "Ленфильм".

На "Ленфильме" снято около 1500 игровых, документальных и телевизионных фильмов, ставших мировой киноклассикой, среди них: "Дикая собака Динго", "Дама с собачкой", "Гамлет", "Король Лир", "Свадьба в Малиновке", "Человек-амфибия", "Начальник Чукотки", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Влюблен по собственному желанию" и множество других, не побоимся этого слова, мировых шедевров.

Своим вниманием киностудию почтили даже звезды мирового масштаба. На "Ленфильме" снимались Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Франко Неро, Майкл Кейн, Микеле Плачидо, Грета Скакки, София Марсо, Максимилиан Шелл и Ванесса Рэдгрейв. В 60-е годы заговорили о появлении "ленинградской школы", как об одном из уникальных направлений в отечественном кинематографе. Однако кризис 90-х и неоднозначные нулевые довели киностудию до тяжелого состояния.

"Исчезало имущество, не проводились ремонты, за все время существования в постреволюционный период (1991г. - прим.РБК) студия не получала никаких субсидий от государства, даже на базовое функционирование", – жаловался именитый режиссер Александр Сокуров.

Пошатнула и без того непростое положение "Ленфильма" продажа в 2005г. нескольких зданий, которые сейчас переделали под супермаркет и развлекательный центр. По разным оценкам, киностудия недополучает от 100 до 120 млн руб. ежегодно в связи с утерей своей "золотой коллекции" киношедевров.

Как государство пыталось спасти "Ленфильм"

В печальную ситуацию решило вмешаться государство. В 2004г. "Ленфильм" был акционирован, а с 2008г. пошли разговоры о приватизации киностудии. Однако эта идея не понравилась творческому коллективу, который сразу же обратился к властям с просьбой приостановить продажу "Ленфильма". Как вариант планировалось создание государственного холдинга на базе "Ленфильма" и Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им.Горького с подчинением этих студий "Мосфильму". Но дирекции "Ленфильма" и Роскультуры выступили против продажи старейшей киностудии страны, и власти их вновь поддержали.

Периодически также появлялись совсем экстравагантные идеи, например, полностью закрыть "Ленфильм", а имущество его продать. Еще один вариант "развития" предполагал создание на базе киностудии чуть ли не парка развлечений с аттракционами и бассейном.

"С точки зрения монетарной политики правительству легче всего закрыть студию, а земли продать под девелоперские проекты. Государство бы получило пару десятков миллионов долларов и забыло бы об этом навсегда. Но у нас совершенно другой подход. Мы хотим, чтобы тот колоссальный творческий потенциал, который десятилетиями вырабатывался на земле "Ленфильма", сохранился и развивался. Поэтому любые концепции, направленные на конечную ликвидацию киностудии, не рассматриваются", - поспешил заверить общественность министр культуры РФ Владимир Мединский.

К вопросу о приватизации в правительстве вновь вернулись в конце 2010г. Вложить деньги в возрождение студии тогда вызвалась российская корпорация АФК "Система" Владимира Евтушенкова. "Система" уже владеет одной из крупнейших частных кинокомпаний - "Всемирные русские студии" (RWS), опыт ведения бизнеса в этой сфере есть. АФК внесла на рассмотрение кабинета министров свою концепцию развития "Ленфильма".

Но и предложение "Системы" не угодило киношникам. Режиссеры Алексей Герман - старший и Александр Сокуров пожаловались на "возможный захват" "Ленфильма" корпорацией тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину. Он поддержал деятелей искусства, и на этот раз приватизация не свершилась. "Система" какое-то время еще пыталась изменить ситуацию, но 7 сентября 2012г. официально отказалась участвовать в развитии киностудии. "Намерения АФК "Система" превратно истолковываются видными деятелями отечественной кинематографии, а наша корпорация совершенно беспричинно несет репутационные издержки на каждом повороте истории с киностудией "Ленфильм", - отмечается в письме АФК к В.Мединскому.

Парадоксально, но на общественных слушаниях концепций развития киностудии в сентябре чуть ли не каждый второй свое выступление начинал с сожалений о сходе с дистанции АФК "Системы", в том числе и министр культуры. Все киношники признали, что корпорация предложила очень грамотную и продуманную с экономической точки зрения концепцию. Однако почему от нее отказались, так и осталось непонятным. Теперь киносообществу предстоит выкручиваться самому, к тому же без серьезной финансовой поддержки со стороны частного инвестора.

Hollywood на руинах "Ленфильма" или за что борются киношники

В процессе борьбы за киностудию творческий коллектив разделился на две "группировки" — общественный совет и совет директоров "Ленфильма". А побороться, действительно, есть за что. Основная площадка киностудии находится ни где-нибудь, а в центре Санкт-Петербурга на Каменноостровском проспекте, и занимает там 4 га. На территории располагается 10 корпусов, включая административное здание, основные цеха и 4 действующих павильона. Филиал киностудии находится в Сосновой поляне на площади в 7 га.

Правда, как показала аудиторская проверка, все это хозяйство находится в весьма плачевном состоянии. Как сообщил советник министра культуры Андрей Аристархов, помещения киностудии в центре Санкт-Петербурга нуждаются в срочном ремонте. "Текущее состояние не позволяет функционировать киностудии на должном уровне, а также сдавать свободные помещения в аренду по верхней границе рынка, несмотря на крайне интересное месторасположения киностудии. Нет горячего водоснабжения в некоторых помещениях, несмотря на наличие собственной котельной", - озвучил он заключение аудиторской проверки. Примерно такая же ситуация с площадками и в Сосновой поляне.

А тем временем, убыток киностудии от профильной деятельности по итогам 2011г. составил 32 млн руб., за I полугодие 2012г. - 11 млн руб. Выручка от профильной деятельности "Ленфильма" за 2011г. и I полугодие 2012г. составила 43 млн руб., выручка от сдачи помещений в аренду - 81,5 млн руб. Общий заработный фонд в отчетный период составил 52 млн руб. На сегодня в киностудии работают 248 человек, средняя зарплата составляет около 14 тыс. руб. в месяц.

При этом кредиторская задолженность "Ленфильма" на конец II квартала 2012г. достигла 76 млн руб., дебиторская задолженность - 26 млн руб. Кроме того, в связи со сложной финансово-экономической ситуацией киностудия постоянно оказывается втянутой в судебные тяжбы. Так, по итогам 2011г. с киностудии взыскано почти 5 млн руб., за 2012г. принято решение о взыскании 20 млн руб. На стадии рассмотрения находятся дела на общую сумму 16 млн руб. Тем не менее, решение о судьбе "Ленфильма" до сих пор не принято, борьба за студию продолжается.

Концепция первая... туманная

На данном этапе борьбы за светлое будущее киностудии остались две концепции развития "Ленфильма". Они были представлены общественности 11 сентября 2012г. в присутствии видных деятелей кино, представителей министерства культуры, Росимущества, министерства экономического развития и журналистов. Честно говоря, при всем уважении к мэтрам отечественного кино общественные слушания больше напоминали студенческий капустник, где участники перебивали друг друга, пытались завуалированно и "культурно" оскорбить оппонента, а порой даже открыто задеть деловую репутацию коллег.

Сначала для презентации своей позиции дали слово члену общественного совета "Ленфильма" А.Сокурову. Правда, через короткое время выяснилось, что он вышел из совета и, собственно, больше не намерен ничего делать для киностудии. Продюсер Андрей Сигле, который в итоге представлял концепцию общественного совета, потом долго недоумевал, почему его время на презентацию ограничили из-за выступления предыдущего оратора. И действительно ведущая слушаний несколько раз перебивала А.Сигле. При этом чтобы ускорить его выступление она почему-то задавала вопросы на уже прозвучавшие темы, тем самым наоборот затягивая весь процесс. То ли это был непрофессионализм рассеянной ведущей, то ли таким образом она пыталась сбить с толку продюсера. В результате такого подхода презентация А.Сигле всем присутствующим показалось скомканной и не до конца понятной. Сам автор из-за этого был весьма подавлен. Однако это стало не последним разочарованием для него в ходе общественных слушаний...

Из того, что продюсеру удалось донести до аудитории, выяснилось, что его концепция предусматривает создание на базе "Ленфильма" современного кинематографического центра по производству и прокату фильмов полного цикла с возможностью обеспечивать практически все направления кинопроизводства. При этом А.Сигле не обольщается и понимает, что многомиллиардные блокбастеры на "Ленфильме" вряд ли будут сниматься.

Концепция общественного совета предполагает, что на модернизацию киностудии потребуется около 2 млрд руб., которые планируется привлечь в виде кредита на 10 лет. А.Сигле рассчитывает взять кредит в одном из госбанков при содействии государства, что позволит привлечь средства под 2% годовых. "Государство потеряет 523 млн руб., исходя из базовой ставки в 8%. Но тогда мы сможем выплатить налоги в размере 376 млн руб.", - посчитал А.Сигле.

Он пояснил, что оценка необходимых инвестиций в том числе базируется на основе расчетов предполагаемых доходов от возвращения "Золотой коллекции" "Ленфильма" на сумму 90-100 млн руб. в год и доходов от продюсерского центра. "План модернизации составляли из умеренного количества фильмов — 15 картин и 4 сериала — то, что мы планируем производить на территории киностудии. Согласен, что это не самое большое кинопроизводство, но больший объем мы осуществить не сможем", - добавил продюсер.

Концепция вторая... гламурно-скандальная

В более комфортной атмосфере свою презентацию представлял председатель совета директоров "Ленфильма" Эдуард Пичугин: его не перебивали и даже позволили показать небольшой фильм студентов киностудии, из-за которого потом разгорелся еще один скандал.

В студенческой ленте о текущем состоянии киностудии не двусмысленно и весьма прозрачно, правда, не называя имен, обвиняли компанию, которая реконструировала звуковой комплекс в 2000-2001гг., в воровстве и желании в будущем получить доступ к госденьгам. А.Сигле не выдержал и попросил Э.Пичугина объясниться, несет ли он ответственность за этот фильм. Внятного ответа не поступило, Пичугин уклонился от него. Как выяснилось, именно компания Сигле реконструировала тогда звуковой комплекс. Продюсер объявил, что задета его честь и деловая репутация, и он намерен подать на обидчика в суд. Но тут вновь вмешалась ведущая общественных слушаний, заявив, что это никакого отношения к делу не имеет, а репутация А.Сигле вообще частный вопрос. После слушаний в кулуарах представители минкультуры и правительства еще долго пытались уговорить продюсера не раздувать скандал и убеждали его, что он зря принял все на свой счет.

Что касается концепции совета директоров, то при всех жалобах на отсутствии денег она была представлена в виде красочной книги на глянцевой бумаге с хорошей полиграфией. Гламурную и, судя по всему, дорогостоящую презентацию раздали практически всем пришедшим. Из этого документа выяснилось, что предполагается создать студийный комплекс, продюсерский центр, а также провести культурную и социальную интеграцию. По оценкам Э.Пичугина, на модернизацию потребуется 1 млрд 530 млн руб. Средства на реализацию концепции Э.Пичугин также планирует привлечь во Внешэкономбанке или Сбербанке под 7-9% годовых. Кроме того, в совете директоров, как и в общественном совете, рассчитывают на возвращение "Золотой коллекции", а соответственно и доходов от нее.

Надо отдать должное, в презентации четко расписано: сколько и на что конкретно будут потрачены средства. В частности, в Сосновой поляне предполагается строительство нового павильона-трансформера общей площадью более 10,5 тыс. кв м. К нему еще будут примыкать два вспомогательных крыла с офисами, гримерными, душевыми, необходимые для подготовки актеров к съемкам. Общая площадь крыльев будет составлять 5 тыс. кв. м. Как сообщил Э.Пичугин, ориентировочная стоимость сноса старых павильонов составит около 30 млн руб., строительство нового павильона обойдется в 47 тыс. руб. за кв. м. При чем договор об этом практически достигнут, хотя концепция на тот момент еще не была одобрена.

Совет директоров рассчитывает, что через три года после начала реализации их проекта Россия получит мощную конкурентоспособную киностудию с эффективно работающей инфраструктурой, обладающей современными кинопавильонами, с высоким творческим потенциалом. "Киностудия, участвующая в культурной жизни Санкт-Петербурга, и возвращающая себе репутацию одной из лучших киностудий страны и мира", - подводится итог во второй концепции.

Естественно в силу сложившихся обстоятельств большинство присутствовавших признали вторую концепцию более убедительной, проработанной и с наименьшими рисками. За нее в том числе высказались известный финансист Александр Мамут и представитель Росимущества Оксана Тарасенко. Правда А.Мамут намекнул, что концепция все равно сырая и требует доработки. Первую концепцию от А.Сигле письменно поддержал кинорежиссер и глава "Мосфильма" Карен Шахназаров. Честно говоря, складывалось впечатление, что слушания были проведены исключительно для общественного совета и лично для А.Сигле, которому номинально дали возможность выступить и все-таки представить свою концепцию. В воздухе витало ощущение, что все договоренности уже достигнуты, поэтому представители совета директоров чувствовали себя так уверенно и спокойно.

Тогда министр культуры пообещал, что решение о дальнейшей судьбе "Ленфильма" будет принято в ближайшее время, однако не уточнил, когда это время наступит. А уже 26 сентября стало известно, что ведомство В.Мединского поддержало концепцию совета директоров. Скорее всего, слова Минкультуры и Росимущества будет достаточно, чтобы начать реализовать проект Э.Пичугина, по не официальным данным, согласия правительства на это не потребуется.

Кристина Давыдова, РБК

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100