Новости Петербурга

Власти хотят принудительно выселять жителей центра Петербурга

10:13:08, 06 августа 2013
Власти хотят принудительно выселять жителей центра Петербурга
Программа реконструкции пилотных кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» наталкивается на проблему юридического обоснования временного переселения жителей домов, нуждающихся в капремонте (в случаях, когда такой ремонт невозможен без выселения жильцов). Нанимателей (жителей неприватизированных квартир и комнат) власти имеют право временно отселять в маневренный фонд даже без их согласия. А вот тех, кто живет в собственных квартирах и комнатах – нет.

Осознавая эту проблему, власти записали в разделе Программы, посвященном переселению граждан: «Достижение указанного результата в рамках реализации Программы будет возможно в случае внесения изменений в жилищное законодательство Российской Федерации на основании предложений, указанных в пункте 1.1 раздела 7 Программы». В указанном пункте даже суть этих предложений не разъясняется (просто написано – «Подготовка предложений…»). На соответствующие запросы депутатов ЗакСа в Смольном отвечали, что предложения готовятся.

И вот на днях депутаты фракции «Яблоко» узнали, что проект предложений подготовлен (правительство Петербурга его еще не рассматривало), и они смогли с ним ознакомиться. Предложения Смольного оформлены в виде проекта федерального закона «О сохранении исторического центра Санкт-Петербурга и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Законопроект). Он содержит 25 статей, собранных в 4 главы. Первые три главы (13 статей) посвящены сохранению исторического центра Санкт-Петербурга, последняя глава (12 статей) - предлагаемым изменениям федеральных законов. Причем, эти изменения действуют лишь в ходе реализации Программы. В других случаях (в том числе в других регионах РФ) применяются нынешние нормы законов.

В первых трех главах фактически переписан петербургский закон «О сохранении исторического центра …». Помимо этого в тексте содержится ряд любопытных норм. Так, в статье 2 сказано, что «Программа сохранения исторического центра Санкт-Петербурга – документ, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга». Таким образом, законодательная власть Санкт-Петербурга полностью исключается из процедуры утверждения Программы. Что, конечно, вызывает удивление – важнейшую для горожан городскую программу, к тому же, напрямую затрагивающую судьбы десятков тысяч петербуржцев, принимают без участия избранных представителей этих самых горожан.

Статья 4, закрепляющая механизм финансирования Программы, фактически обязывает Российскую Федерацию участвовать в финансировании работ по сохранению исторического центра Санкт-Петербурга. При этом, правительство РФ так же, как и петербургский парламент, в принятии Программы не участвует. Зато должен, по мысли Смольного, передать ему свои полномочия собственника объектов недвижимости, расположенных на территории пилотных кварталов – для обследования их состояния и проведения необходимых работ «по сохранению». Разумеется, финансировать обследование и работы на этих объектах, как уверены авторы законопроекта, должен федеральный бюджет.

К гражданам, владеющим недвижимостью на территории пилотных кварталов, чье право собственности охраняется Конституцией РФ и другими федеральными законами, разработчики законопроекта лишь чуть менее строги. Передать Смольному свои полномочия собственников разработчики от граждан не требуют, но вводят их обязанность не препятствовать в проведении обследования. Более того – статья 8 законопроекта устанавливает механизм ответственности за воспрепятствование обследованию.

Ключевые, для граждан, новшества содержатся в статье 9 законопроекта. Самое главное здесь, по мнению депутата Бориса Вишневского, желание Смольного распространить статью 32 Жилищного кодекса, относящуюся к аварийным домам, также и на дома, которые власти просто решили реконструировать или провести «иные работы по сохранению исторического центра Санкт-Петербурга». Во всех этих случаях собственникам помещений направляется соответствующее уведомление, после чего в пятнадцатидневный срок они «обязаны провести общее собрание и принять решение о проведении и финансировании капитального ремонта, реконструкции многоквартирного дома или работ по сохранению объекта культурного наследия». Если же такое решение граждане не примут и за эти же пятнадцать дней не заключат «соответствующий договор», то, согласно законопроекту, за них это сделает Смольный. При этом финансировать капремонт будет городской бюджет, «а также собственники нежилых помещений многоквартирного дома соразмерно площади указанных помещений». То есть, надо понимать, собственники жилых помещений освобождаются от оплаты капремонта своей недвижимости и общих помещений дома, а вот владельцы нежилых помещений заплатят сполна, в принудительном порядке.

Важно отметить, что такой порядок, по мысли Смольного, должен действовать не только, если дом признан аварийным, но также «в случае обнаружения по результатам проведенного обследования многоквартирного дома оснований для проведения капитального ремонта, реконструкции». Перечень таких «оснований» в законопроекте не приводится. Вероятно, их определят в Смольном «в рабочем порядке».

Правда, выкидывать граждан-собственников на улицу власти вроде бы не собирается. С ними поступят также, как и при капремонте аварийных домов - одним из трех способов. Первый предусматривает, что на период реконструкции их поселят в маневренном фонде «с последующим вселением в ранее занимаемое жилое помещение, принадлежащее собственнику, в случае если собственник или члены его семьи зарегистрированы в указанном помещении». При этом не сказано, куда будут вселять собственников комнат в коммуналках. На территории пилотных кварталов сейчас существует 570 коммунальных квартир, которые, разумеется, будут перестроены в отдельные. Понятно, что всем обитателям коммуналок этих новых квартир не хватит. Другие свободные квартиры не появятся (новые дома строить нельзя, а расширять старые не получится). Тем, кому новых квартир не достанется, вероятно, придется воспользоваться двумя другими вариантами: купить у государства другое жилье «с зачетом его стоимости в выкупную цену» или получить «выкупную цену жилого помещения». Важно, как подчеркивает Б.Вишневский, что граждан будут принуждать к этим вариантам – в отличии от действующей программы расселения коммуналок, где город помогает только тем, кто соглашается добровольно.

В сущности, с собственниками жилья Смольный в процессе реализации Программы намерен обращаться также, как и с нанимателями. С той лишь разницей, что последних переселяют вообще без всяких церемоний, а в отношении собственников применяют некую процедуру, призванную создать видимость соблюдения конституционного права на частную собственность. Но суть одна – практически принудительное выселение. Причем, не из аварийных домов, что еще можно понять, а вообще любых – если обследование выявило некие не указанные в законе «основания». Аварийными в историческом центре может быть признано не более 15% зданий, износ которых по официальным оценкам (они содержатся в тексте Программы) превышает 40%. То есть, судьба обитателей 85% зданий будет зависеть от того, выявит ли обследование основания для их реконструкции с выселением жителей. При этом перечень таких «оснований» ни с гражданами Петербурга, ни даже с их представителями в городском парламенте не обсуждается. А оспорить их в суде, как утверждает Б.Вишневский, ссылаясь на судебную практику, практически невозможно.

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100