Новости Петербурга

Стратегия ошибок: что ждет Петербург через 20 лет

10:27:06, 09 сентября 2014
Стратегия ошибок: что ждет Петербург через 20 лет

Петербург должен расти вдвое быстрее, чем Российская Федерация, иначе в рейтинге европейских городов он будет спускаться все ниже и ниже. Такое мнение в ходе урбанистической конференции «Санкт-Петербург завтра: инструментарий позитивных перемен», поддержанной проектом РБК-Петербург «Будущий Петербург», озвучил генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. Сегодня среди крупнейших городов мира Петербург расположился во второй сотне. Город занимает со 135 по 152 место в рейтинге Globalization and World Cities (GaWC) Ratting - комплексный рейтинг экономического, политического, инфраструктурного и культурного показателей.

Чтобы не потерять Петербург на глобальной карте, городу предстоит разобраться с целым ворохом уже накопленных проблем. В этом году городские власти презентовали «Стратегию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», эксперты говорят, что теперь предстоит тщательная настройка предложенной системы под реальные условия, в которых живет Петербург. Пока эта работа протекает малоэффективно - как заметил декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский, есть много несостыковок между независимыми оценками происходящего и параметрами, заложенными в городской стратеги развития.

По мнению ректора Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, стратегия должна породить изменения в Генеральном плане и вылиться в диалог между всеми заинтересованными сторонами. Существующий Генплан исчерпал себя как инструмент городского развития.

Жилой беспредел

Сейчас только десятую часть территорий города можно назвать европейским ландшафтом, остальное - среда советской социалистической плановой индустриальной экономики, как в области промышленной застройки, так и в области жилой застройки, говорит А.Финогенов.

По его словам, город только на 35-40% использовал потенциал территориального развития, предусмотренного Генпланом 2005г., причем практически полностью исчерпал возможности для жилой застройки. Подобная градостроительная политика властей привела к дисбалансу и увеличению плотности городской застройки (до 25-27 тыс. кв м на 1 га в новых жилых районах, что в два раза выше оптимального уровня плотности городской застройки).

Если рассматривать уже реализованные жилые проекты, то можно увидеть, что инфраструктурное обеспечение на этих территориях выполнено только на 25-35%, отмечает руководитель института «Урбаника». За последние 15-20 лет в городе не было создано ни одной современной уличной набережной (об этом РБК-Петербург писал ранее Нефасадный Петербург: кто захватил городские набережные). За это время в городе не появилось «ни одного парка в центре города или какого-либо действительно конкурентноспособного городского пространства, - отмечает А.Финогенов. «Это существенный вызов и маркер того, как мы относимся к повышению качества городской среды, в том числе в основном ресурсном центре нашего города - в историческом центре».

Взгляд сверху

Председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов, выступавший на конференции с докладом, представил свое видение будущего города, презентовав принятую в мае 2014г. «Стратегию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года». Она включает достаточно оптимистичный сценарий: за 15 лет бюджет Санкт-Петербурга должен вырасти в три раза, а население – на 20% (до 5,9 млн. чел.). Планируется, что количество станций метро увеличится на 30% (до 89), объемы строительства жилья - на 50%, а плотность улично-дорожной сети - на 20%.

«Сегодня у нас есть 17 госпрограмм на шесть лет до 2020г. И сумма этих 17 программ составляет 4,5 трлн руб.», - отметил А. Котов. Для реализации всех намеченных в стратегии социально-экономического развития города целей также планируется привлечение частных средств.

«Мы избрали большое количество приоритетов: человеческий капитал, качество городской среды, качество государственного управления и взаимодействия с обществом, а также фундамент всего этого — экономический рост. Также планируется изменение системы планирования городского развития — уход от моноцентризма к полицентризму», - ответил А.Котов на вопрос о приоритетных направлениях в городской стратегии.

Такой сценарий развития вызвал вопросы и недоумение у ряда экспертов, присутствующих на конференции. По словам декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александра Высоковского, доклад Котова и оценки независимых экспертов мало в чем пересекаются. Эксперт отмечает, что само наличие стратегии, безусловно, важная ступень для дальнейшего развития города, но документ требует более четких акцентов. "Администрация города не считает нужным отправить ясное и однозначное послание для всех остальных субъектов городского развития. По каким причинам — это другой разговор. Важно на уровне стратегии Петербурга выделить доминанты. Если заниматься сразу всем, то вообще ничего не изменится», - отметил в беседе с РБК-Петербург А.Высоковский.

Присутствующий на конференции вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов не смог прокомментировать для РБК обозначенные проблемы, сославшись на плотный график и отсутствие времени.

Комплексный подход

«Городская система требует целого комплекса подходов и взаимоувязывания. Городская среда, велодорожки отдельно не работают, а имплементированные в комплексную политику работают", - объясняет А. Финогенов. 

В крупных городах именно инфраструктурные проекты должны стать приоритетом городского развития, считает социолог и экономист, профессор Колумбийского университета и Лондонской школы экономики Саския Сассен. «Даже оптимистичные планы развития метрополитена показывают, что через 5-7 лет, построив еще 10 станций метро, половина населения города не будет обеспечена пешеходной доступностью метро, а это значит, что они сядут в машины, а следовательно транспортные проблемы города усугубятся. Мы должны думать о дополняющих метрополитен магистральных системах общественного транспорта, - призывает руководитель Института «Урбаника». - Крайне важно создать единую систему, которая бы работала в логике мультимодальности, системы, которая бы давала всем жителям города качественную альтернативу личному транспорту. Без единой транспортной системы нам не решить ни задачи полицентричности, ни получить устойчивое развитие города.

Ольга Зарубина

 

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100