Криминал

Железную дорогу снова испытали на прочность

18:34:00, 02 февраля 2010
Железную дорогу снова испытали на прочность

Утром 2 февраля тысячи петербуржцев и жителей пригородов опоздали на работу и учебу. Подрыв дрезины на перегоне Броневая - Ленинский проспект хотя и не привёл к человеческим жертвам, но парализовал движение пригородных поездов на участке от Балтийского вокзала до Лигово почти на 5 часов. По предварительной версии следствия, причиной взрыва, как и в случае с «Невским экспрессом», стал теракт.

Взрыв произошёл в 4:21 утра  примерно в 300 метрах от платформы Броневая и в 700 метрах от ТЭЦ-15, снабжающей теплом юго-западные районы Петербурга. В этот момент по путям ехала дрезина, в ней кроме машиниста находилось ещё двое рабочих-электромонтажников. В пресс-службе ОЖД «Фонтанке» рассказали, что осмотр и мелкий ремонт контактной сети производится если не ежедневно, то достаточно регулярно по ночам, когда не ходят электрички. В результате взрыва дрезина с рельсов не сошла, но машинисту повредило ногу.  Рабочие не пострадали. «Сейчас машинист находится в нашей ведомственной больнице, врачи подозревают перелом, но точно мы пока ничего сказать не можем», - пояснили в пресс-службе. На  месте взрыва образовалась воронка диаметром в 1 метр, насыпь не разрушена. Из рельса вырван кусок длиной приблизительно 50 сантиметров. По предварительным оценкам специалистов, мощность взрывного устройства составляла 200-400 граммов в тротиловом эквиваленте.

Следует отметить, что ровно через час после проезда дрезины этот же участок должна была миновать первая за этот день электричка  на Ораниенбаум. Возможно, появление дрезины стало сюрпризом для подрывников, целью которых мог быть именно пассажирский электропоезд.

В 8:30 утра на Балтийском вокзале было непривычно малолюдно, хотя именно в это время в будние дни здесь, как правило, концентрируется множество жителей пригородов, работающих в городе и спешащих на службу. В справочной вокзала корреспонденту «Фонтанки» рассказали, что на железной дороге «действительно, что-то взорвалось» и посоветовали добираться своим ходом до платформы Лигово, откуда организовано движение на Гатчину, Ораниенбаум и Калище. Больше повезло пассажирам, следующим в лужском направлении: электричка до Луги отправилась в 8:50 (с 40-минутным отклонением от графика).

Впрочем, довольно скоро выяснилось, что добраться до Лигово с Балтийского вокзала не так уж просто. Прежде всего потому, что станция метро «Балтийская» оказалась закрыта на вход до 9 утра (здесь в настоящий момент ремонтируют один из эскалаторов). Единственным вариантом оставалось  добираться до «Техноложки» или «Фрунзенской» и далее до «Проспекта Ветеранов», откуда, в свою очередь, до Лигово ещё на одной маршрутке. Но такой вариант, по всей видимости, пассажиров не слишком прельщал — большинство оставалось ждать открытия метро. Ничего даже близкого к панике не наблюдалось. Напротив, судя по разговорам, народ не слишком-то верил в то, что где-то что-то взорвалось. «Да у них всё время какие-то неполадки. То снегом заметёт, то что-то сломается. И сейчас то же самое, наверное. Не в первый раз такое. Надеюсь, на работе и сейчас проявят понимание», - рассказал петербуржец Александр, который провёл на вокзале 45 минут, безуспешно пытаясь уехать в Петергоф.

Пассажиров петербургского метрополитена в то же время по громкой связи предупреждали о том, что с Балтийского вокзала электрички временно не ходят. Впрочем, и пассажиры подземки, по свидетельствам корреспондентов «Фонтанки», отнеслись к этой информации индифферентно. 

В 9 утра к вокзалу прибыло примерно полдюжины служебных «Ауди» с высокопоставленным железнодорожным начальством, а также две скорых помощи и пара автомобилей ГАИ. Для того чтобы гостям было удобнее парковаться, гаишники оперативно согнали с обочины мешавших таксистов. Выслушав доклад заместителя начальника вокзала прямо на улице, чиновники довольно внушительной толпой  отправились в тёплое помещение совещаться.

Тем временем не менее солидное число  сотрудников в погонах, штатском и оранжевых жилетках собралось возле места взрыва. Часть милиционеров тщательно охраняли подходы к насыпи, не подпуская туда журналистов и просто любопытствующих. Другие  обследовали насыпь в радиусе десяти метров от места взрыва. 

Как стало известно «Фонтанке», кинологи уже обнаружили место, где мог располагаться подрывник. Также, по сведениям наших источников, взрывное устройство, скорее всего, не было дистанционным. По словам тех же источников, следователям сообщили о неких лицах, которые якобы выполняли рядом с местом взрыва какие-то ночные ремонтные работы. В итоге в качестве основной версии произошедшего сейчас рассматривается теракт, хотя уголовное дело Северо-Западным следственным управлением на транспорте СКП возбуждено  по признакам преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ).

В районе 10 утра движение поездов было восстановлено. Электрички пустили по «встречной» колее главного хода, мимо стоящей дрезины они проезжали со скоростью примерно 5-10 км/час. 

Несмотря на сравнительно малую мощность взрыва и отсутствие жертв, можно не сомневаться, что теракт получит широкий резонанс, в том числе и на федеральном уровне. Ведь катастрофа «Невского экспресса», произошедшая при схожих обстоятельствах 27 ноября прошлого года, ещё свежа в памяти. Жертвами трагедии стали 28 человек, ещё около сотни получили ранения.

Брать на себя ответственность за взрыв на Броневой пока никто не спешит. "Фонтанка" опросила экспертов - кому и зачем нужно было очередное ЧП на железной дороге.

Источник «Фонтанки», долгое время служивший на Северном Кавказе, не воспринимает всерьез версий оппозиционеров, которые уже поспешили обвинить власть в «отвлекающем маневре», призванном рассредоточить внимание населения, которое «стало задумываться о реальных проблемах».

«Не думаю, что кто-то сознательно подорвал рельс. Особенно, учитывая «победы» городской власти на фронте борьбы со снегом. Вряд ли они заинтересованы в дополнительной головной боли. Если взрыв не был рассчитан под определенный состав, то произошедшее, скорее, похоже на теракт-предупреждение», - поделился с «Фонтанкой» версиями произошедшего источник в военных кругах.

Бывший военный не исключает использования пластида, поскольку его легче всего разместить на рельсе. Он также предположил, что устройство относится к нажимному типу  и срабатывает в момент «наезда колеса». «Впрочем, думаю, устройством могли воспользоваться и с помощью радиосигнала. Пока ничего конкретного сказать не могу», - отметил источник. 

Депутат ЗакСа, бывший начальник Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга  Аркадий Крамарев призывает основываться на фактах, а не на домыслах, отмечая: выдвигать версии слишком рано. «Когда я работал следователем, то мы не выдвигали версий даже при осмотре места происшествия, а делали это лишь после совершения первоначальных неотложных следственных действий. С версией теракта я бы не торопился (это, по меньшей мере, позволяет говорить о дилетантстве и непрофессионализме тех, кто занимается этим делом), ведь они не обладают достаточной информацией для того, чтобы обосновать свой вывод и, соответственно, двигаться в  правильном направлении», - подчеркнул парламентарий.

Оппозиционеры не стали дожидаться ни официальной версии произошедшего, ни мнения экспертов, а единым демократическим фронтом высказались предельно ясно и безапелляционно — власть в очередной раз пытается «оболванить» население.

Несмотря на то, что, по признанию исполнительного директора Объединенного гражданского фронта Ольги Курносовой, произошедшее вызывает много вопросов,  не исключается и версия отвлечения внимания от растущей протестной активности населения. «К примеру, весь вчерашний день интернет-сообщество и многие СМИ обсуждали воскресные выступления оппозиции. Изменение темы дискуссии в обществе было бы выгодно власти», - уверена соратница Гарри Каспарова.
С коллегой по оппозиционному лагерю склонен согласиться и лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, проведший неожиданные параллели между взрывом нынешним и взрывами прошлых лет, в частности, ЧП в  «Макдоналдсе» на Невском проспекте. Напомним, ресторан был подорван в день протестных выступлений «яблочников», которые после снятия с выборов в ЗакС, перекрыли Невский и стали требовать отставки губернатора. «Тогда это событие стало новостью дня, но ненадолго. Уже вечером был подорван «Макдоналдс». Внимание было отвлечено, а позже объявили, что один из подозреваемых - бывший член партии «Яблоко», что являлось откровенной ложью», - отмечает Резник. По его словам, «были созданы  комбинации: «Яблоко» - взрыв - «Яблоко» и «Яблоко» перекрыло Невский - «Макдоналдс» на Невском — взрыв», в результате чего «яблочники» стали вызывать своеобразный ассоциативный ряд в умах некоторых петербуржцев. (Впрочем, отметим, что вскоре следствие выяснило - взрыв носил экстремистский характер, - прим.ред.)

А вот националисты, как и ожидалось, усмотрели во взрыве «кавказский след». Координатор петербургского ДПНИ Андрей Кузнецов категорично заявил -  произошедшее является терактом, исполнить который решились боевики из Дагестана и Чечни, а заказчиками выступили устроители взрывов в кавказских республиках, поскольку  «заинтересованы в дестабилизации ситуации в стране».

Кузнецов напомнил о ситуации с подрывами «Невского экспресса», выявив связь «между терактами и предстоящими парламентскими и президентскими выборами», поскольку «некоторые силы стремятся накалить ситуацию в стране к этому моменту».

Власти Петербурга ситуацию никак не комментируют. По их мнению, разобраться в произошедшем должны правоохранительные органы. Их представители "на высшем уровне" расценивают взрыв как PR-акцию: "...Преступники, готовившие и осуществившие взрыв, скорее всего, преследовали цель лишь наделать много шума и привлечь внимание средств массовой информации", - заявил официальный представитель СКП РФ Павел Маркин.


Павел Гинёв,
Александра Гармажапова
Фонтанка.ру
 

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100