Криминал

Гибнут гражданские, гибнет полиция

14:54:50, 10 мая 2012
Гибнут гражданские, гибнет полиция

За последнее время произошло сразу несколько громких ДТП с участием петербургских полицейских. Внутренняя статистика ГУ МВД, оказавшаяся в распоряжении «Фонтанки», показывает, что на самом деле инцидентов больше, чем известно обществу. Впрочем, их число не превышает социологической нормы. А вопреки расхожему мнению, пьянство – не основная причина несчастий.  

С начала 2012 года обществу стало известно сразу о нескольких серьезных ДТП с участием сотрудников МВД: в марте инспектор ДПС, преследуя нарушителя, наехал на улице Савушкина на выходившую из трамвая девушку, а в апреле оперуполномоченный 15 отдела полиции сбил насмерть женщину и ребенка прямо на пешеходном переходе на улице Руставели.

«Фонтанке» удалось познакомиться с подробной статистикой по ДТП, произошедшим в Петербурге и Ленинградской области в 2011 году и в первые три месяца 2012 года. Как следует из этого документа, за эти 15 месяцев полицейские, управляя служебным транспортом, попали в ДТП 566 раз, личным – 169, то есть почти в три с половиной раза меньше.

Любопытно, что в случае со служебным транспортом полицейские признавались виновными лишь в каждом четвертом ДТП (151 происшествие), а на личном – в каждом втором (93). Чем объясняется такой разброс цифр, пока непонятно: возможно, надпись «полиция» на автомобиле магически действует на граждан, и они, вместо того, чтобы держаться от него подальше, так и стремятся поскорее припечатать машину с мигалкой. Не исключено и то, что, находясь при исполнении, сотрудники МВД стараются быть более аккуратными и законопослушными, расслабляясь только в свободное время.

При этом некоторые борцы с преступностью настолько расслаблялись, что позволяли себе ездить по городу пьяными: в 2011 году алкогольные автопрогулки  на личном авто привели к 6 ДТП, в результате которых погиб 1 человек и было ранено 5, в первом триместре 2012 года – к 1. А вот управляя служебной машиной, полицейские были образцами трезвенников – за анализируемые 15 месяцев, по официальным данным, никто не пострадал из-за того, что за рулем автомобиля с синей полосой на борту сидел пьяный человек.

Впрочем, кристально совершенными «дядями степами» с советского пропагандистского плаката они все же не были: за данный период из-за ошибок сотрудников МВД, управлявших служебным транспортом, погибло 2 и пострадало 16 человек (всего 13 ДТП). В личном автомобиле они чаще забывали про правила дорожного движения – 37 ДТП, 14 погибших и 43 пострадавших.

Отметим, что полицейские признавались виновными далеко не во всех трагедиях – согласно внутренним данным ГУ МВД, 54 ДТП произошли из-за неправильных действий другого участника инцидента (погибло 12, ранено – 75). Для полноты этой кровавой картины нужно сказать, что полицейские не только были причиной гибели людей, но и сами умирали на дорогах: в 2011 в результате ДТП погибло 13 и было ранено 79 сотрудников ведомства, в первом квартале 2012 года – 2 и 23 соответственно.

Картина и правда выходит весьма неприглядная: если бы каждый случай становился достоянием СМИ, то новости о ДТП с участием полицейских выходили бы каждую неделю, а в некоторые дни они и вовсе бы сопровождались пикантной фразой «находясь в состоянии алкогольного опьянения». Однако если посмотреть на общую статистику дорожно-транспортных происшествий, то получается, что аварии, в которых мелькает красная корочка, – менее чем математическая погрешность в общем море исковерканного железа и оторванных конечностей.

Согласно все той же статистике, в 2011 и первый квартал 2012 года Управление ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области зафиксировало 277 тысяч ДТП, в которых обошлось без пострадавших и больно пришлось только машинам (223 тысячи – в 2011, 54 – за первый квартал 2012). ДТП с пострадавшими гораздо меньше – 13,3 тысячи случаев (11 и 2,3 тысячи соответственно). Список жертв исчисляется даже не сотнями, а тысячами: в 2011 закончили свою жизнь на дороге 1113 человек, в первом квартале 2012 – уже 240; выжили, но получили травмы той или иной степени тяжести – 13300 и 2850 человек соответственно.

Но все же особое внимание петербуржцев приковано к ДТП с участием полицейских. Как предполагают специалисты, возможно, все дело в общественной психологии: граждане вполне основательно считают, что сотрудник правоохранительных органов должен быть образцом честности и законопослушности, и поэтому любое нарушение этого образа воспринимается крайне негативно.

Любопытно, что точно такое же несоответствие есть в том внимании, которое придается ДТП, произошедшим по вине пьяных водителей, и их реальной доле в общей статистике. Так, из 276 тысяч ДТП, в которых обошлось без пострадавших, только в 580 случаях тест на наличие алкоголя в крови одного из водителей дал положительный результат. Даже если предположить, что нарушителям впоследствии удалось неофициальным образом выйти сухими из воды и остаться с правами, то 0,2% от общего числа – это все равно слишком мало. Одновременно статистика ГУ МВД показывает, что если автопилот всех же подводит пьяного, то одной только царапиной не обойдешься: в 2011 и первый квартал 2012 года произошло 274 инцидента с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения, в результате которых либо погибли, либо были травмированы люди (2% от общего числа ДТП с пострадавшими).

Отметим, что далеко не во всех случаях реальная статистика не соответствует той значимости, которую общественность придает конкретному виду дорожно-транспортного происшествия. Порядка 3,5 тысяч ДТП с пострадавшими, произошедших за 2011 и первый квартал 2012, случились из-за превышения одним из водителей скорости, что вполне соответствует нашим представлениям о смертельной гонке, которую устраивают россияне на дорогах. Впечатляют цифры и по наездам на пешеходов: в 2011 году переход дороги закончился для граждан больницей или могилой в 4212 случаях, в первом квартале 2012 года – в 888. При этом далеко не всегда вина в наезде лежит на водителе: более чем в 2 тысячах случаях она была возложена на пешеходов, которые в 80 ДТП и вовсе сами были пьяными.

Отметим в заключение, что ГИБДД при составлении этой грустной статистики смотрит на профессию всех пострадавших, а не только сотрудников МВД. Правда, эти цифры исчерпывающей картины не дают, так как, согласно им, большинство тех, кто погибает или получает травмы в ДТП, – безработные (577 погибших и 6835 раненых в 2011; 118 и 1464 – в первом квартале 2012). Однако очевидно: это вызвано не тем, что в стране наступила депрессия и оставшиеся без постоянного заработка граждане, как ошалелые, гоняют по городу – просто, скорее всего, при оформлении ДТП с пострадавшими инспекторы ДПС просто физически не могут вписать в соответствующую графу профессию водителя, так как он либо уже ушел в мир иной, либо с трудом отвечает даже на вопросы врачей.

Что касается статистики по профессиям, лидирующим за этот период по наездам со смертельными случаями, то она, судя по всему, также имеется в распоряжении полиции. Однако эти данные пока подсчитаны исключительно для служебного пользования. Начальник ГУ МВД Сергей Умнов так ответил на просьбу «Фонтанки» поделиться информацией о том, какая именно профессиональная группа лидирует в числе убийств на дорогах: «Считаю, обнародовать такие данные некорректно со стороны МВД. Я, конечно, с ними ознакомлен, но, во-первых, не хочу бросать тень на отдельные профессии, во-вторых, вы сами тут же посчитаете, что я перекладываю вину с полицейских на другие плечи. Если говорить в общем, то убивают на дорогах и бизнесмены, и преподаватели, и гастарбайтеры, и врачи, а возможно, и те, кто имеет отношение к прессе. Так что, если журналисты хотят давать объективную картину, то есть о чем публиковать новости и делать выводы».   

Андрей Захаров, Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100