Lifestyle, новости культуры

Порнография: «побочный ребёнок» христианства?

15:40:10, 19 июля 2004
Порнография: «побочный ребёнок» христианства?

На днях в ИА «Росбалт» состоялось первое мероприятие в рамках проекта «Аморальная Россия».

Темой общественной дискуссии стала проблема порнографии в современном российском обществе. Собравшиеся высказали самые разные точки зрения, но все без исключения сошлись на том, что простыми запретами проблему не решить.

Корреспондент «Росбалта» побеседовал с одним из участников обсуждения, доктором философских наук, профессором Социально-педагогического университета Алексеем Наговицыным.

- Как следует понимать порнографию в общекультурном контексте?

- Дело в том, что сексуальная символика рассматривалась в свое время в мировой культуре отнюдь не так, как рассматривается сейчас. Даже в мусульманской Турции одним из национальных символов, который можно увидеть на всей туристической продукции, является изображение божка с огромным фаллосом размером чуть ли не больше самого божка.

В мировой культуре существовали два принципа — оплодотворение и рождение и восприятие семени. Причем, под принципом оплодотворения понимался, например, дождь, короче говоря, всё, что оплодотворяет. Любой учитель, будь то женщина или мужчина, может изображаться как фаллос, потому что он оплодотворяет сознание учеников, сеет семя знаний. Любой хлебопашец тоже несёт в себе принцип оплодотворения.

Даже наше русское слово из трех букв, которое я произносить не буду, на самом-то деле не имеет никакого отношения или имеет, но очень условное, к мужскому половому органу. Это слово — тот же самый принцип оплодотворения, который относится к языческой дохристианской культуре. Слово это было запрещено при приеме греческого христианства, после чего, собственно говоря, приняло скабрезный оттенок.

А на самом деле половой орган обозначается словом «уд». Отсюда произошли слова «удача», «удалой» и так далее. Это потому, что в традиционном крестьянском обществе наличие сильного мужчины, могущего дать сильное здоровое потомство, являлось крайне важным. А уже отсюда — традиционная русская присядка в танце, то есть демонстрация этой самой мужской удали.

Женская вагинальная символика также присутствует везде и, в том числе, в русской культуре. Например, подкова. Это ведь не что иное, как изображение вагины. Почему оно вешается над входной дверью? Потому что весь дом рассматривается как чрево женщины, где должно рождаться добро, здоровые дети, хлеб и так далее. Женщина рождает благо.

В народной культуре есть целый ряд эротических или условно эротических изображений. Например, те же лингамы на берегах Индии. Лингам, к слову, это фаллос Шивы. И так далее. Эта фаллическая символика не похабна. То же самое с половым актом, изображения которого можно обнаружить в культуре любого народа. Это было, но к этому относились не так, как сейчас.

Приведу простой пример. На некоторых праздниках плодородия, например в Вавилоне, особо доверенные и заслуженные придворные целовали фаллос царя. С точки зрения современного человека, это не очень приемлемо. Но если бы вы заявили древним людям, что это действие имеет хоть сколько-нибудь сексуальный характер, вас бы немедленно казнили.

Царь рассматривался как проводник божественного оплодотворяющего начала, нечто связующее, а его половой орган представлялся древним как нечто, через что это оплодотворяющее начало проявляется.

Поэтому поцелуй царского фаллоса не носил абсолютно никакой эротики или порнографии, а даровал удостоившемуся этой чести придворному урожай на полях и здоровых детей.

Когда мы говорим об эротике или порнографии, не учитывать национальную специфику, не учитывать особенности национальной культуры, которые можно, кстати говоря, просчитать математически, просто нельзя. Кого-то обижает одно, кого-то другое, каким бы профессионалом ни был эксперт, он всё равно пристрастен.

Для того, чтобы выработать определение понятия порнографии, необходима экспертиза, причем, не просто современности, а вообще культуры данного народа.

Например, многие говорят, что у мусульман якобы существует жёсткий запрет на эротику. Но возьмите восьмитомное издание «Сказки 1001 ночи» 1957 года и вы увидите, что большинство этих сказок имеет, с точки зрения современного человека, явно порнографическое содержание. В культуре Турции многие анекдоты о Хадже Насреддине имеют явно порнографический характер...

Далеко ходить не надо. Послушайте русские современные анекдоты, даже советские анекдоты, родившиеся во времена пуританской морали. Там масса элементов, которые могут быть отнесены к порнографии, но запретить это нельзя. Единственный разумный шаг — тщательное изучение традиций своей культуры, установление, что, на сегодняшний день в данной культуре принимается, а что является чужеродным.

Например, такая вещь как педерастия не одобрялась в русской культуре никогда. Вспомните, как боролись русские люди против бритья бород, которое устроил Петр I. Безбородые в те времена назывались «блядолицые» или «женолицые». Наличие усов и бороды рассматривалось как наличие мужского достоинства. Бритье бороды понималось как действие сексуального характера, причем, неприемлемо сексуального характера.

- Выходит, что древние культуры были в некотором роде чисты и невинны по сравнению с сегодняшней цивилизацией. По-крайней мере, понятия порнографии в современном смысле они не знали. Почему для нашей цивилизации актуальны такие вопросы, как порнография?

- В древнем мире были очень жесткие запреты на оскорбление мировоззрения людей, то есть оскорбление богини-матери. Если кто-то совершал какой-то неестественный акт поблизости от храма богини-матери, этого человека либо казнили, либо подвергали остракизму, то есть изгнанию, что еще страшней.

Подобное действие нарушало естественный ход вещей. Почему не было порнографии? Потому что было целостное мировоззрение у людей. То есть, человек рассматривал себя не как отдельного индивида, который существует сам по себе, а как часть некоего космоса.

До начала XX века крестьяне Смоленской, Нижегородской и прочих губерний весной выходили в поле, где вырывали ямку и совершали половой акт с землей-матерью до семяистечения. Сейчас подобное происходит в Московской области, где весной мужики собирают сперму и расплескивают ее на поля. Это пример целостного мировоззрения.

Это мировоззрение было подавлено, в первую очередь христианством, в котором нигде и ничего не говорится о целостности мироздания. В христианстве даются определенные моральные принципы, запреты и установки, но на вопросы как устроен мир, что такое космос, как существует человек в космосе — ответов нет.

Как только было разрушено целостное мировоззрение человека, появились какие-то необъяснимые моменты в нашей жизни, в том числе и в сексуальной сфере, на которую раннее христианство вообще накладывало жёсткий запрет. Христианин мог совершать половой акт только для зачатия детей. Если человек имел двух детей, и больше детей не хотел, то заниматься сексом он не мог, потому что это грех.

И дело тут не в самом христианстве, а в его последователях. Очень многие запреты были придуманы психически нездоровыми людьми, которые могли быть хорошими христианами, но их можно было и лечить. Отсюда и гонения на ведьм, как правило, красивых молодых женщин. Отсюда целибат. Отсюда масса как папских булл, так и посланий патриархов по поводу мужеложства в монастырях.

Почитайте Умберто Эко. Средневековый монастырь — это типичное явление, на примере которого хорошо видно, что запрет естественных для человека вещей всегда приводил к каким-то извращениям, каким-то нарушениям нормального хода жизни. Виновато не христианство, не учение Христа, не надо путать.

Институт церкви и учение Христа — это весьма разные вещи. Именно запреты на нормальную деятельность являются причиной появления порнографии, потому что они приводят к нарушениям психики.
А если говорить в общем, то причина порнографии коренится в разрушении целостной картины мира, которое спровоцировало христианство. В раннем христианстве попытки объяснения мира были, но деятели церкви пошли по пути примитивизации учения.

- Корни порнографии настолько глубоки, что трудно поверить, что закон о порнографии, который сейчас обсуждается, может решить проблему хотя бы отчасти...

- Пока мы не проведем исследование собственной культуры, русской культуры и культуры проживающих на территории России народов, и не выявим культурные доминанты, проливающие свет на сексуальные или, правильнее сказать, гендерные вопросы, не выясним, что является частью нашей культуры, а что инородно, о каком-либо законе говорить глупо.

Исследование должно ответить, что разрушает целостное мировоззрение русского человека, а что не разрушает. Независимо от мнений рядового обывателя, то, что в культуре присутствует, вред нанести не может. Необходимо также понять, для кого мы вводим ограничения, ведь есть определенные зоны риска. Здоровым людям порнография не навредит. Психически больные и дети — это другое дело. Речь идет о психическом здоровье нации.

- Кто должен им заниматься?

- Специалисты. Социологи, психологи, в какой-то мере экономисты и юристы. Есть, в конце концов, такая наука — культурная антропология. В любом случае, принимать закон необходимо, руководствуясь экспертным исследованием. Когда мы высчитаем культурные доминанты, причем, повторюсь, это делается математическим способом, вот тогда можно работать над законом. Кстати, исследование снимет массу вопросов по поводу культуры, наследия, национальной идеи.

Станет понятно, что нам надо, что нам не надо, а если надо, то в какой степени. Но законодательство о порнографии — это не задача Госдумы. Задача Госдумы, может быть, в том, чтобы создать условия, комиссии, комитеты и так далее.

Беседовал Александр Поздняков

ИА Росбалт

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100