Lifestyle, новости культуры

Актер и Костюмер

17:01:44, 15 сентября 2004
Актер и Костюмер
Наверное, можно говорить о том, что «Костюмер» - бенефис Олега Валерьяновича Басилашвили. О своем герое он знает не понаслышке. Ведь в
пьесе современного английского Р. Харвуда рассказывается о непростых и даже порой неожиданных взаимоотношениях стареющего премьера труппы и
верного его помощника костюмера.

И режиссер Николай Пинигин (творческий союз с Басилашвили сложился у него еще в работе над «Калифорнийской сюитой») стремился рассказать о мечтаниях, страхах и творческом вдохновении талантливого артиста.

Его новый спектакль показывает загадочный, манящий мир Закулисья, всегда волнующий воображение зрителей. Казалось бы, сюжет пьесы вполне традиционен, но вечная загадка сопряжения сцены и жизни заставляет задуматься о великих и ничтожных, прекрасных и нелепых, мужественных и суетных людях театра.

Европа охвачена войной. Сигналы воздушной тревоги, постоянная близость смерти, разруха. нужда и лишения… На сцене небольшого частного театра играют трагедию Шекспира. День ото дня редеющая труппа мужество борется с бедами, принесенными войной. Наперекор страху и отчаянию они дарят зрителем веру в жизнь, мужество и красоту человека.

«Что касается театра, который показан в спектакле, театра дурного, - рассказывал в одном из интервью режиссер Николай Пинигин, - он замешан не
на фальши этих людей, а на пафосе, трагическом ощущении жизни. Мы сейчас
существуем в простоте. А у нашего героя и в жизни и на сцене есть некий пафос. Это трогательно, а не противно».

Волнует режиссера величие актера, вопреки ужасам войны, старости, личным невзгодам и напастям не покидающем подмостки. Да и судьба неприметного театрального служителя, любовь которого питала творчество актера, видится ему иначе, чем драматургу.

В спектакле Большого драматического нет той дружеской любви, любви насмешливой, опекающей, сострадающей, преданной. Осталась она в пьесе - любовь, роднившая героев, как Санчо Пансо с Дон Кихотом, любовь, превращающая персонажей в неразрывное целое. Антагонизм лакея и титана определяет развитие действия в постановке БДТ.

Впрочем, отношения героев в спектакле ничуть не развиваются. Они заявлены с первых же сцен и по ходу событий иллюстрируются различными эпизодами из закулисной жизни. А где-то там, в вышине, на сцене, что расположена над головами действующих лиц, в лучах прожекторов разыгрывается великая трагедия Лира.

Мощь страстей явлена завыванием ветра, раскатами грома, сверканием молний. И буйство стихии перекрывает скорбный голос артиста, звучащий откуда-то из поднебесья.

Зрители становятся свидетелями печального ухода. «Вот и все, смежили очи
гении» - этими строками Д. Самойлова можно было бы подытожить историю
спектакля идущего в БДТ.

Но нет, в спектакле есть и послесловие. Грядущий хам – тот самый льстивый костюмер – пускается в финале в пляс, когда артист заснул навеки.

Так кто же вел партию в этом сценическом дуэте? Пусть каждый решает сам.
Пусть решит и зритель, который придет 17 сентября в БДТ им. Г.А. Товстоногова на спектакль «Костюмер».

Т. Ткач

PeterOut

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100