Lifestyle, новости культуры

Лоскуток к лоскутку

23:12:42, 16 сентября 2004
Лоскуток к лоскутку
Те, кто смотрел в минувший понедельник «Школу злословия», перекочевавшую с канала «Культура» на «НТВ», наверняка запомнили забавный прием, который применили Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова, пытаясь обуздать буйный темперамент гостя программы Владимира Жириновского. Он нес словесную «пургу», они делали вид, что занимаются рукоделием. Сматывали шерсть. Толстая вязала, Смирнова вышивала. Демонстрировали смирение и вечную женскую отрешенность перед лицом того, что нельзя изменить.

В том, что две интеллектуальные дамы вытащили на экран шерсть, спицы и пяльцы, есть кроме забавного «прикола» некая закономерность. Сейчас разного рода женская самодеятельность активно развивается: вполне самостоятельные деловые дамы увлеченно занимаются танцами, пением, йогой, языками, цветоводством и прочими полезными и приятными делами. И рукоделие среди этих дел занимает почетное место.

Многие вынуждены мастерить, потому что экономят деньги, но немало и тех, для кого рукоделие — способ реализовать себя, отвлечься, прийти в равновесие с миром. Вполне преуспевающие женщины увлеченно вяжут, ткут, плетут, создают узоры и по мере сил украшают результатами себя и свои дома.

Чаще всего рукодельницы имеют перед собой образцы и с большим или меньшим успехом их копируют. Тех, кто занимается собственно творчеством, то есть создает новое, развивая и обогащая традиции, совсем немного.

В одном из салонов на Невском в течение двух дней была открыта маленькая выставка. Вещи, созданные в лоскутной технике, показывала Марина Концевая, генеральный директор современного петербургского швейного производства.

Нельзя сказать, что печворк, то есть лоскутное шитье, — ее хобби. Это, скорее, образ жизни, который развивается логично и последовательно. По экспонатам выставки можно было проследить короткий, но энергичный и вполне индивидуальный путь от первых, еще несмелых, но уже тонких по цвету работ до последних профессионально выстроенных квилтов, созданных под влиянием японских техник. В панно Марины Концевой есть то, что ценится сегодня в моде, — взаимопроникновение Востока и Запада, их смешение для извлечения нового, современного смысла. Это движение делает вещи живыми и дает художнику возможность развития.

Марина Концевая стремительно и успешно учится, посещая не только занятия квилт-клуба в Петербурге. Опытный топ-менеджер, владеющий несколькими языками, она бывает на европейских выставках и мастер-классах по печворку, состоит в международном Интернет-кружке, где электронная почта позволяет любителям лоскутной техники делиться проблемами и секретами мастерства.

Этих проблем и секретов — даже не море, а целый океан. В мире есть огромное количество литературы, множество специализированных магазинов, есть десятки приспособлений, которыми пользуются мастерицы во многих странах: крошечные утюжки, специальные гелевые карандаши, палочки и прочие полезные штучки, облегчающие работу. В России этого нет. И отношение к рукоделию, как, впрочем, к любой самодеятельности населения, пренебрежительное. Это дело как бы не государственной важности, а сугубо личное. Так, причуда.

А существует, между прочим, чемпионат Европы по лоскутному шитью. Есть всемирная выставка квилт-экспо в Гааге, на которой только за один день побывали 18 тысяч человек. Устроители там прикасаются к экспонатам только руками в белых перчатках.

У нас же на одной из выставок приколотили произведение искусства, которым является лоскутное одеяло, ржавыми гвоздями к стене. И потом удивлялись, почему автор плачет.

Возможно, мы стоим на пороге нового этапа развития всего этого дела. Мы более, чем раньше, открыты миру, готовы рассказывать ему о себе и учиться у других — мастерству, самоуважению, вниманию к тому, что только кажется мелочами, а на самом деле играет в жизни довольно важную роль.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100