Lifestyle, новости культуры

"Пусковая кнопка" немецких чиновников Ее показывают в Русском музее

23:20:04, 17 сентября 2004
В Мраморном дворце открылась выставка "Пусковая кнопка". Из Собрания современного искусства ФРГ привезли сотню работ молодых немецких художников, на которые ежедневно любуются тысячи немецких федеральных чиновников.
В целом им скорее можно посочувствовать. Любоваться, честно говоря, хочется мало на что. Ну, скажем, славные объекты у Козимы фон Боним -- большой фетровый "Гриб" и большая фетровая же "Сумка": если вы почему-либо явились в офис с детьми, им будет чем заняться в ближайшие полчаса. Или вот "Германия в границах 1937 года" Георга Херольда: на стене -- контур из дощечек с названиями немецких городов. Неплохое, наверное, украшение для посольства ФРГ в Польше. Или "Автопортрет в виде клумбы поганок" Кати Кельм: вырезанные из фотокарточек лица художницы насажены наподобие шляпок на фотобумажные же ножки. Первые пять раз, проходя мимо них по коридору, можно и улыбнуться. А затем, наверное, начинаешь думать, что современное искусство, как грибница поганок, заполняет собой мир и спасу от него никакого.
Впрочем, главное -- не отдельные вещи, а идея. Идея федерального собрания современного искусства принадлежала канцлеру Вилли Брандту. В начале 1970-х он предложил на федеральные средства собирать коллекцию послевоенного немецкого искусства, чтобы ее потом равномерно распределять по федеральным учреждениям: министерствам, посольствам и консульствам. С одной стороны, поддержка национальной культуры и приятный прогрессивный имидж у правительства, с другой -- перевоспитание консервативных чиновников самыми современными эстетическими средствами. Дело, в общем, государственной важности, так что вначале за него отвечал сам министр внутренних дел, но потом руководство все-таки доверили министру культуры.
Раньше, чтобы не было никаких личных пристрастий, отбором вещей занималась закупочная комиссия. Но потом восторжествовал принцип индивидуализма, и собрание поручили одному куратору. Так что выставка "Пусковая кнопка", показанная год назад в Берлине, на Гамбургском вокзале (Hamburger Bahnhof), -- результат кураторской работы Файта Лерса, который в течение 2000-2002 годов на свой страх и риск приобретал то, что считал в искусстве Германии актуальным. Руководствовался самыми демократическими принципами: поменьше знаменитостей, побольше молодежи и чтобы мальчиков и девочек, немцев и иммигрантов -- всех поровну. Звезд, и правда, немного: из первого эшелона -- только Йорг Иммендорф, Мартин Киппенбергер и Вольфганг Тильманс. Остальные -- молодые и начинающие, но, как уверяют организаторы, перспективные и представительные. Представляют они нечто смутное: название проекту дала поп-артистская картина недавно погибшего художника Мишеля Майеруса "Actionbutton". Слово это он придумал сам, и означает оно, по словам куратора выставки Евы Браке, "стимулирование новых потенций". Стимулирование идет, видимо, полным ходом. По слухам, чиновники так сроднились с современным искусством, что неохотно отдают полюбившиеся произведения на выставки. Как бы в подтверждение этого консул Германии в Петербурге, открывавший "Пусковую кнопку", вовсю цитировал авангардиста Джона Кейджа.
В Русский музей выставку привезли в рамках немецко-русского года культуры. В том числе и для того, чтобы поделиться опытом. Мысль интересная и, главное, своевременная. Так и представляешь себе, что обмен опытом удался -- у нас возникает Собрание современного искусства РФ, и его везут на тот же Гамбургский вокзал. И вот они, украсившие стены МВД, ФСБ и МИДа, художники: Зураб Церетели, Александр Шилов, Илья Глазунов -- из правых, Михаил Шемякин -- из левых, Никас Сафронов -- из молодых. И, конечно, атташе по культуре с непременной цитатой из баснописца Михалкова на вернисаже.
АННА ТОЛСТОВА

Коммерсантъ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100