Lifestyle, новости культуры

Исполняющий обязанности

23:01:06, 21 сентября 2004
Исполняющий обязанности
Впервые после Александра Глазунова петербургскую Консерваторию возглавил композитор

Всю эту неделю в знаменитом здании на Театральной площади проходит «Международная неделя консерваторий» — придуманный в старейшем музыкальном вузе четыре года назад фестиваль, объединивший молодых музыкантов разных континентов и стран. А незадолго до этого коллективу Санкт-Петербургской консерватории был представлен новый руководитель — исполняющий обязанности ректора композитор Александр ЧАЙКОВСКИЙ. Окончивший Московскую консерваторию по классу Тихона Хренникова, Чайковский с 1977 года преподает композицию в своей альма-матер, пишет балеты, оперы, инструментальные концерты, участвует в международных фестивалях, активно занимается общественной деятельностью, более десяти лет был музыкальным советником Мариинского театра. Жизнь на два города давно стала для него привычной и необходимой. Теперь же, вероятно, Питеру придется посвящать больше времени — в петербургской Консерватории проблем выше головы. С новым руководителем музыкального вуза встретилась наш корреспондент Анна АЛЕКСАНДРОВА.

— Если все будет удачно, вас изберут, отпадет приставка и. о., то вы будете всего вторым, после Александра Константиновича Глазунова, ректором-композитором в истории петербургской Консерватории. Инструменталисты и дирижеры во главе ее — это привычно. Композитор — редкость. Почему?

— Но основал эту Консерваторию именно композитор. А ректорами композиторы становятся нечасто, потому что композитор — профессия затворническая. Непубличная это профессия. Ректор же, я думаю, должен быть публичным человеком. Правда, сейчас все настаивают, что ректор в первую очередь должен быть «крепким хозяйственником». Мне же представляется, что функции ректора намного шире, он должен решать отнюдь не только хозяйственные вопросы. Но, к сожалению, люди творческие, художественные руководители театров и концертных организаций в наши дни занимаются в первую очередь поиском денег на свои творческие проекты. Проекты от этого, как правило, только страдают. Руководитель ведь должен работать на историю, пытаться всячески помочь творческому развитию коллектива. Таким я представляю себе ректора.

— Когда три года назад проходили выборы ректора Московской консерватории, вы были одним из претендентов на эту должность...

— И снял свою кандидатуру еще до выборов. Честно говоря, хорошо зная ту ситуацию, я совсем не стремился к победе. Просто поддался уговорам своих коллег с композиторской кафедры. Московская консерватория — организм гораздо более сложный, чем петербургская. Ознакомившись с делами, увидев, как завалена экономика, я просто понял, что не потяну, и участвовать в выборах не стал.

— С какими из ваших нагрузок придется расстаться? Остаетесь консультантом в Мариинском?

— Я уже два года там не работаю. Второй сезон являюсь худруком Московской филармонии и пока еще им остаюсь. Но, конечно, если все здесь сложится и стану ректором, из филармонии уйду. Кроме того, у меня есть еще шесть студентов в Московской консерватории на четвертом и пятом курсах, их я обязан доучить.

— Значит, так и будете жить на два города?

— Значит, так.

— А писать музыку будете в каком из двух городов?

— На предложение бывшего ректора Сергея Ролдугина занять его кабинет я согласился только потому, что знал: именно в этом кабинете я смогу писать. Например, в кабинете московского ректора музыка никак не пишется. А здесь я уже пишу, несмотря на серьезную занятость.

— Так это Ролдугин определил вас в свои преемники? Кстати, почему он так внезапно ушел? Весной мы говорили с ним, и вроде он никуда не собирался...

— Думаю, что ему трудно стало совмещать ректорские функции с творческой деятельностью. Кроме того, он мечтает создать свое артистическое агентство. А я лично хочу, чтобы он играл как можно больше. Хотя бы потому, что он замечательно исполняет мой виолончельный концерт.

— Для каких еще петербургских исполнителей вы пишете? Знаю, что для Ольги Бородиной, для «Терем-квартета». Еще для кого?

— Ольге Бородиной я посвятил один свой вокальный цикл. Конечно, очень хочется, чтобы она его исполнила. Писал и для петербургских театров — для Музкомедии в частности.

— Вы остаетесь членом Совета директоров телевизионного «Первого канала»? Можете ли вы как-то влиять на его музыкальную политику, если она там вообще есть?

— К сожалению, не могу. Пытался, конечно. Но все определяют другие люди.

— Следующее интервью, Александр Владимирович, будет посвящено чисто консерваторским проблемам, согласны?

— Как только разберусь с ситуацией — обязательно поговорим. Проблем очень много.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100