Lifestyle, новости культуры

Время действия — наши дни

23:01:36, 23 сентября 2004
Продолжается фестиваль «Новая драма», ежедневный марафон из встреч с драматургами и режиссерами, читок пьес и, разумеется, спектаклей. С утра — теоретические рассуждения о современной драматургии, судьбах театра, а заодно и кинематографа, вечером — иллюстрация или опровержение сказанного на сцене.

В рамках театрального фестиваля прошли два «Дня кино», дискуссии о тенденциях в драматургии и запретных темах. О том, где искусство кончается и уступает место реальности, говорили на встрече «Стирание границ между doc и fiction». На мероприятии выступали многие достойные люди — кинорежиссеры Виталий Манский и Борис Хлебников, редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, драматург Михаил Угаров, театральные критики и участники фестиваля.

Театральные деятели и кинематографисты боятся реальности — так можно сформулировать основной тезис бурного утреннего диалога. Кинорежиссеры ностальгируют по давно минувшим дням (диапазон — от XIX века до 70-х годов двадцатого столетия), большинство театральных постановщиков предпочитают классический репертуар. Хотя в 1960 — 1970-х годах общественные события и чаяния обычных людей почти мгновенно становились сюжетами для искусства.

«Мы все о чем-то думаем, переживаем, происходит какое-то движение. Нас многое волнует, — справедливо предположил Даниил Дондурей. — Почему тогда в 2004 году так мало ставят спектаклей и снимают кино про 2004 год?». Аудитория согласно закивала. А драматург и соучредитель «Новой драмы» Михаил Угаров заявил, что режиссеры, репетирующие «Макбет», ему просто неинтересны. К слову, в числе заслуг драматурга — пьеса «Облом OFF» по роману Гончарова.

По замыслу, «Новая драма» как раз-таки и должна продемонстрировать, что в российском сценическом искусстве не все так беспросветно и академично. Темы фестивальных спектаклей — интимная жизнь зеков, тяжелая жизнь лимитчиков в столице, телевизионные реалити-шоу, межнациональные конфликты... Категорически отказаться от «школьной библиотеки» участники фестиваля не решились — в измененной форме, но на сцене все же присутствуют Настасья Филипповна, персонажи античных мифов, Чехов и Пушкин.

Правда, представления о том, что актуально, а что можно отправить на антресоли — довольно условные. В афишу фестиваля попала, например, пьеса «Красной ниткой» 1983 года — о проблемах деревни. Режиссер спектакля «Клаустрофобия» Николай Коляда подглядывает в зарешеченное окно тюремной камеры и видит интимную жизнь заключенных. Зрители нынче стойкие и от откровенных сцен в обморок не падают. К тому же жесткие тюремные истории всегда были в двадцатке самых популярных. То же можно сказать и о симпатичном грузинском спектакле «Потрясенная Татьяна» — о тревожной жизни на Кавказе. Давнишние больные зоны, которые, к сожалению, имеют шансы перейти в разряд вечных тем. Но назвать их неактуальными кощунственно.

Понятно, что драматурги и режиссеры мыслят масштабными категориями и любят обобщения. Из-за этого зрители «Новой драмы» видят на сцене интересные (забавные, отвратительные, сложные и пр.) ситуации, но далеко не всегда узнают в них свою жизнь. По-настоящему современно то, что происходит за окном, меняется каждую минуту и завтра будет уже не таким, как сегодня. Дыхание времени перенести на сцену оказывается делом сложным.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100